Зритель
 
Форумчанин
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 1,021
Репутация:  2248 
|
Зальцбург – в лоскутном одеяле Австро-Венгерской империи.Ч.12.
Cкрытый текст -
Впереди - Кафедральный собор Зальцбурга (Salzburger Dom).
Грибочки – счастливчики (Glückspilz).
Термин «счастливчик» (Glückspilz) возник в 1770-х годах как уничижительное прозвище карьеристов, которые быстро, зачастую не совсем честным путём разбогатели — словно гриб. Изначально негативный термин, сегодня он приобрел общее значение, обозначая человека, которому, сам того не ожидая, везёт. Синонимом выражения «счастливчик» является «счастливчик» или «воскресный ребёнок» ("Glückskind" или "Sonntagskind"). В разговорной речи также могут использоваться выражения «любимец богов» (Liebling der Götter) или «Duslbauer» (разговорное, баварское).

Головные уборы всегда были важной частью традиционных облачений. Тирольская шляпа с ярким пером дополняла мужской образ. В XIX-XX веках тирольские народные костюмы выработали определённую степень единообразия в своём внешнем виде. Местные различия в фасонах тирольской шляпы, от поселения к поселению, сохранились с 1830—1840-х годов. Формы этих шляп варьируются от высоких узкополых шляп Северного Тироля, примятых сверху, до низких широкополых шляп южнотирольского винодельческого региона.
Позже тирольская шляпа стала частью тирольской культуры и туристическим символом, в том числе под влиянием коллективов народной музыки, которые носили местные костюмы.

Музыкант Билли Мо написал в 1962 году песню «Ich kauf’ mir lieber einen Tirolerhut» (с нем. — «Я лучше куплю тирольскую шляпу»), укрепившую связь между шляпой и традиционной альпийской народной музыкой.
Ich kauf mir lieber einen Tirolerhut - Billy Mo
В 1965 году под тем же названием появилась музыкальная комедия.
Сфера - это золотой шар, на котором стоит мужская фигура и смотрит вдаль. В просторечии более распространено название Балькенхол -Моцарткугель.
Это произведение искусства больше известно под разговорным термином «Балкенхол-Моцарткугель». Он состоит из позолоченного двухтонного шара диаметром пять метров. Мяч изготовлен из армированного стекловолокном пластика и опирается на каркас из кованого железа весом 3,5 тонны. Бронзовая мужская фигура в черных брюках и белой рубашке весом 300 килограммов стоит на сфере на высоте девяти метров.
Эта Сфера заслуга немецкого скульптора Штефана Балькенхола , который создал работу в 2007 году для Зальцбургского художественного проекта. "Женщина в скале", также является частью проекта и находится в Тосканини-хофе.
Это «конфетный» мемориал»! Находится скульптурная композиция в центре Зальцбурга, на площади Капительплац (Kapitelplatz).
Она представляет собой шар около 3,5 м в диаметре, выкрашенный золотистой краской, — фигура символизирует саму конфету. На вершине фигуры — скульптура кондитера Пауля Фюрста (Paul Fürst), создателя конфеты. Путеводители уверяют, что авторы памятника добивались идеального портретного сходства (как минимум, фигура сделана в полный человеческий рост). По задумке, Фюрст должен был стоять на гигантской конфете в обычной одежде (а не в фартуке и колпаке) и всматриваться вдаль в поисках новых кондитерских идей.
А все потому, что кондитерская Фюрста до сих пор изготавливает моцарткугели вручную по оригинальной рецептуре. Впервые об этой сладости заговорили в 1890 году — тогда Пауль Фюрст представил её как Mozart Bonbon. Местных сладкоежек она привела в восторг — благодаря не только вкусовым качествам, но и необычайной сложности.
Эту конфету можно было действительно причислить к арт-объектам.
Так, сначала кондитер скатывал из фисташкового марципана шарик размером с лесной орех. Затем его обмазывали ореховой нугой, насаживали на деревянную палочку и обливали тёмным шоколадом. В таком положении глазурь застывала, а затем начиналась ювелирная работа. В оставшееся от палочки отверстие заливали глазурь — очень аккуратно, чтобы сохранить идеально круглую форму.
В общей сложности технологи насчитали 14 действий в рамках приготовления одного такого шарика. Все процедуры от начала до конца делаются вручную.
Постепенно конфеты стали популярны и в соседней Германии — немцы также питали слабость ко всему сложному с обилием мелких деталей. Ну, а в «шарики Моцарта» лакомство переименовали в 1905 — к профессиональной выставке в Париже. Там Mozartkugeln получили первую золотую медаль. На одну конфетку уходит 2,5 часа.

Ну а здесь – брецель. Русское название брецеля – крендель – происходит от немецкого глагола kringeln, что значит "сгибать, скручивать".
Брецен, Брецн, Брецель, Прецель, Бретцен и Бреце – у самой знаменитой немецкой выпечки, которой с удовольствием лакомятся и взрослые, и дети, свое название в разных регионах Германии. И история появления брецеля (нем. Brezel) на свет тоже не одна – многие немецкие земли считают себя родиной брецеля.
Брецель (или брецель, немецкое Brezel) — это традиционная немецкая выпечка в виде кренделя из дрожжевого теста с характерным насыщенным цветом. Классический брецель обязательно окунают перед выпеканием в щелочной раствор для создания аппетитной душистой корочки. А само тесто для брецеля состоит из муки, воды, соли, солода и дрожжей.
Брецели бывают как классические соленые, так и сладкие, с различными посыпками, такими как кунжут, мак, тыквенные семечки или тертый сыр.
История брецеля уходит корнями в Средневековье, и по одной из легенд, форму кренделя придумал монах в 610 году, чтобы дети, учившие молитвы, могли видеть в ней руки, сложенные в молитве.
В Германии брецель считается эмблемой пекарей и символом удачи.
Он является популярной закуской к пиву, особенно на народных гуляниях, таких как Октоберфест.

Так, швабы, проживающие в Баден-Вюртемберг и западной Баварии, уверены, что за создание брецеля нужно благодарить некоего графского пекаря Фидера из города Урах (ныне Бад-Урах - прим.). Сюжет этой легенды – классическая иллюстрация известной присказки, которая гласит, что "не было бы счастья, да несчастье помогло". Перед тем, как изобрести брецель, Фидер едва не был казнен за растрату муки. Вместо нее он подмешал в тесто опилки, что, разумеется, не прошло незамеченным. Но граф Эберхард фон Урах пообещал своему пекарю помилование, если он испечет хлеб, сквозь который трижды можно увидеть солнце.
Вернувшись домой, Фидер рассказал о велении графа жене, и несчастная женщина в горе скрестила руки на груди, понимая, что наказания мужу, скорее всего, не избежать. Фидер в слезах поднял голову, посмотрел на жену, скрестившую руки в молитве - и понял, как будет выглядеть его фирменный крендель, который действительно потом сумел сохранить ему жизнь.
Правда, когда крендели из теста были заботливо уложены на противень перед тем, как быть отправленными в печь, план Фидера едва не сорвался – его кошка случайно перевернула противень и все заготовки упали в щелочной раствор, приготовленные для чистки посуды. Но терять Фидеру было уже нечего: он отправил в печь "искупавшиеся" в щелочи крендели, которые приобрели в процессе выпечки великолепный темно-коричневый оттенок, а вкус их при этом не пострадал. Стоит добавить, что произошла эта история в далеком 1477 году.
И кстати, именно скрещенные руки и означает название "брецель". Считается, что оно произошло от латинского слова bracchium (брациум), означающего руку.

Своя легенда про брецель есть и во французском Эльзасе, который граничит с Германией. Со швабской ее роднит задание: главному герою нужно было испечь булку, через которую три раза видно солнце. Но все остальные герои, да и сюжет, претерпели существенные изменения. В эльзасской истории пекаря зовут Доребек (или Торбек), и головы этот несчастный чуть не лишился из-за женщины. Как гласит легенда, Доребек сболтнул лишнего при одной знатной даме, чем страшно оскорбил последнюю.
Дама – а ей оказалась Барбель фон Оттенхайм, которая состояла в близких отношениях с крупным городским наместником Якобом фон Лихтенбергом, – пожаловалось любовнику на дерзкого пекаря. Фон Лихтенберг, не долго думая, приказал наглеца казнить, но перед тем, как привести казнь в исполнение, решил дать пекарю последний шанс… Историю дальше вы знаете. Только в этот раз помог пекарю охранник тюрьмы по имени Йорг. Молодой и сильный Йорг, услышав вопли Доребека из подземелья, вырвал решетку тюремного окна, скрутив ее в узел. Несчастный сиделец посмотрел на свернутую решетку и узнал в ней свою спасительную булку!

А в Баварии, например, первые две легенды и слушать не хотят. Там уверены, что легендарную булку - в ее классическом виде, с глянцевой темно-коричневой корочкой – впервые испек мюнхенский пекарь Антон Непомук Пфанненбреннер в феврале 1839 года. Согласно этой истории, в XIX веке он работал в мюнхенской королевской кофейне, принадлежавшей придворному поставщику продуктов, некоему Иоганну Эйлесу. Однажды Пфанненбреннер готовил сахарную глазурь для кренделей, но вместо сахара добавил в нее гидроксид натрия, щелочь, предназначенную для мытья противней. Окунув заготовки для булочек в раствор, Антон Непомук Пфанненбреннер отправил их в печь. А когда вынул - не поверил своим глазам: все крендели приобрели аппетитный темно-коричневый оттенок.


Справа на площади строят «Wiesn» - это палатка для фестиваля «Октоберфест», где проходит собственный большой фольклорный фестиваль.

«Wiesn» (Октоберфест).

Локоны Шиллера.
Оригинальная палатка для продажи кренделей.

Помню, у нас в детстве тоже были такие деревянные куклы. :)

Смешная картина – девушка с цитрой... , а напротив «Pieta».
..напротив - самое известное творение Анны Хроми (1940 – 2021), (чешский художник и скульптор.
Скульптура Анны Хроми «Пьета» (Die Pieta) перед Зальцбургским собором (1999). (помните, на кладбище?! На ее могиле стоит такая же, только маленькая).
Анны Хроми - первая женщина, награждённая премией Микеланджело — ежегодной премией, присуждаемой скульпторам в Италии (2008)) — пустой плащ, известный как Плащ Мира и Сознания, Pieta, «Командор» и под другими названиями. Скульптуры размещены в Зальцбургском соборе в Австрии и на кладбище на ее могиле, перед Сословным театром в Праге, в Национальном археологическом музее в Афинах и в других местах. За время работы над образом Хроми превратила плащ в часовню высотой около пяти метров, вырезанную из блока белого мрамора весом 200 тонн в пещере Микеланджело в Карраре.
В число других важных работ вошли «Олимпийский Дух», установленный в олимпийской деревне в Лондоне и ожидающий распоряжения нового владельца о месте его постоянной дислокации, «Древо жизни», а также «Европа» — современная интерпретация древнего мифа, которая будет размещена в институции Евросоюза.
Анна Хроми — создатель приза Olivier d’Or (Золотое оливковое дерево), который в 2009 году князь Монако Альбер II вручил лауреату Нобелевской премии мира Эли Визелю.
Анна родилась в Богемии (Чешская Республика), выросла в Австрии, проживала во Франции и работала в Италии. Называла себя квинтэссенцией европейца. В конце Второй мировой войны семья Анны Хроми переехала из Чехии в Вену, Австрия. Её семья не имела достаточно средств, чтобы Анна могла учиться в школе искусств. Однако, как только она вышла замуж и переехала в Париж, это стало возможным. Она получила образование в Школе изящных искусств. Именно здесь у неё проявился интерес к творчеству Сальвадора Дали и других сюрреалистов, а также стала использовать в живописи мягкую колористику в стиле Уильяма Тёрнера.
После опасной для жизни аварии, которая произошла в 1992 году, Анна Хроми получила тяжелые травмы и не могла писать в течение восьми лет. Она обратила внимание на скульптуру, использую бронзу и мрамор в своей технике.
«Плащ Мира и Сознания » - это самая большая скульптура из ее. Она весит 45 тонн и 4,7-метров. Посетители могут войти внутрь ее.
Собор и Соборная площадь.
Кафедральный собор Зальцбурга (Salzburger Dom) именуется также Собор святых Руперта и Виргилия (Salzburg Cathedral). Выстроен в барочном стиле: светлое здание с двумя симметричными башнями легко узнать издалека. Здание находится в историческом центре Зальцбурга, в его северной части, близ Зальцаха. Нынешнее строение выполнено в стиле барокко и имеет длину в 101 метр при ширине в 45 метров. Высота основного здания — 32 метра, высота купола — 79 метров, высота башен — 81 метр.
Мы были там зимой, поэтому не удивляйтесь шапкам и елкам.:)
На решетках собора стоят главные даты в истории: 774, 1628, 1959.
В 774 году, 25 сентября епископом Виргилием Зальцбургским на месте нынешнего был освящён первый христианский храм, построенный в романском стиле.
Первый, Каролингский собор представлял собой трёхнефную базилику без трансепта, с апсидой и райским уголком перед ним. Был также отдельный баптистерий. Строительство этого здания было завершено в 774 году. Аббат-епископ Вергилий освятил церковь 25 сентября 774 года. Более 70 метров в длину, она, возможно, была крупнейшим церковным зданием к северу от Альп до строительства Кёльнского собора Хильдебольда (которое началось в начале IX века). Две западные башни были пристроены к нему около 1000 года.
В ночь с 4 на 5 апреля 1167 года Зальцбург — и собор вместе с ним — был сожжён графом фон Плайн по приказу императора Фридриха Барбароссы за то, что зальцбургский архиепископ Конрад II фон Бабенберг отказался признавать выдвинутого Фридрихом антипапу Пасхалия III.
Последовавший за этим раскол, при епископе Конраде III, был перестроен. Романский собор (также называемый «Конрадин» по имени его строителя) был больше и, помимо нефа и боковых нефов, включал в себя два ряда боковых часовен. Нынешняя купель сохранилась до наших дней именно от этого здания.
Собор был заново отстроен при архиепископе Конраде III Виттельсбахе, но в 1312 году сгорел. При последнем пожаре огонь был столь силён, что расплавились церковные колокола.
Только в 1606 году начался радикальный и полный снос старого собора. Это освободило место для сегодняшней Резиденцплац, северного переднего двора собора.
После четвёртого пожара 1598 года по указанию архиепископа Вольфдитриха фон Райтенау старое здание вместе с 55 другими повреждёнными домами было снесено, и на их месте по проекту Винченцо Скамоцци в 1614 году было заложено строение нового собора, освящённое в сентябре 1628 года. Этот праздник освящёния, по мнению некоторых историков, являлся самым пышным празднованием за всю историю существования Зальцбурга.
В октябре 1682 года 53-голосная Missa Salisburgensis, вероятно, была впервые исполнена в рамках празднования 1100-летия Зальцбургского архиепископства (согласно традиции, собор Святого Петра был основан предположительно в 582 году).
Новый пожар последовал во время реставрационных работ в 1859 году.
16 октября 1944 года Зальцбургский собор был повреждён при бомбардировке города американской авиацией, рухнул купол здания. Восстановительные работы закончены к 1959 году.
Многие барочные здания, как, например: Зальцбургский Кафедральный собор, созданы итальянскими архитекторами Винченцо Скамоцци и Сантино Соляри. Не без основания Зальцбург называют «Северным Римом». Это звание объясняется особым положением Зальцбурга: Зальцбургский архиепископ обладал правом Папы Римского самому назначать епископов в собственных четырёх епархиях.
И до 1806 года он правил вторым по величине клерикальным государством в мире. Только Рим был больше. Культовые сооружения очаровывают своей барочной красотой. Но также приятно посмотреть на средневековые жилые дома бюргеров и просторные площади в итальянском стиле. Эти церковные и мирские здания разных веков сохранились до наших дней в хорошем состоянии, что в немалой степени повлияло на то, что они вошли в список объектов культурного значения Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Зальцбургский собор располагается в северной части Старого города. Является одной из главных достопримечательностей не только с точки зрения истории и архитектуры, но также ввиду важных событий: именно здесь был крещен знаменитый австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.
В соборе служил итальянский композитор эпохи позднего ренессанса — раннего барокко Стефано Бернарди.
Активное участие в строительстве собора принимал архиепископ Зальцбургский Парис фон Лодрон.
Надпись в память о визите Папы в 1988 году перед ступенями алтаря.
Собор имеет 11 алтарей, 5 органов и множество колоколов, старейшие из которых были отлиты в XVI—XVII столетиях. Главный орган, относившися к 1703 году, был заменён в 1988 году на новый инструмент, произведённый в Швейцарии. Собор располагает 900 сидячими местами, всего же в нём одновременно могут находиться до 10 тысяч человек.
Над арками возвышаются балконы, верхний ярус декорирован изумительной лепниной.
В 32-метровом нефе сохранились потолочные росписи Донато Масканьи и Игнацио Солари (сына Сантино) из Рампонио Верна, изображающие сцены из жизни и Страстей Христовых. Пятнадцать крупных картин изображают Страсти Христовы вплоть до Распятия. Десять меньших по размеру поперечных картин изображают детали жизни Христа, от венчания в Кане Галилейской до Иисуса на вершине Храма. Штукатурка в этой части, как и во всем соборе, выполнена в мастерской Джузеппе Бассарино. Считается, что эта работа была создана около 1628 года. Белая штукатурка с черными углублениями и поднутрениями украшает собор в виде усиков, путти и листьев аканта.
Зальцбургский собор имеет неф с четырьмя пролётами и дополнительную галерею над вестибюлем. По обе стороны нефа расположен ряд часовен. Каждая из этих четырёх часовен соединена с другой и открывается в неф круглой аркой. В каждой из этих часовен есть боковой алтарь. Планировка и дизайн восьми нефных часовен были заказаны Парисом Лодроном и датированы 16 марта 1652 года.
Над средокрестием находится 71-метровый барабанный купол собора. Купол украшен двумя рядами по восемь фресок, изображающих сцены из Ветхого Завета. Как и росписи в нефе, эти фрески приписываются фра Арсенио (Донато) Масканьи (1579–1636) и Игнацио Солари. Сцены из Ветхого Завета соотносятся со сценами Страстей Христовых в нефе.
На сегментированных поверхностях купола изображены четыре евангелиста, а над ними — гербы архиепископа Париса Лодрона и архиепископа Андреаса Рохрахера, двух архиепископов, освятивших собор и, соответственно, освятивших его после реконструкции.
В каждой часовне сохранились потолочные росписи Людвига Глётцле.
Стоит обратиться внимание на купель, изготовленную из бронзы в романском стиле в 1321 году. Именно в ней произошло крещение австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart), родившегося в Зальцбурге в 1756 году.
Северный ряд часовен – это так называемая евангельская, или женская, сторона. Ряд часовен начинается с Крестильной часовни. Там находится бронзовая купель. Эта часовня первоначально находилась на южной стороне и была заменена часовней Святых Себастьяна и Роха только в XIX веке.
Зальцбург – прекрасный старинный город-крепость. Обычно же как бывает: поселение возникает в долине, окруженной горами-холмами. С Зальцбургом всё наоборот. Он сам заключает в кольцо горные вершины Мёнсхберг (гора монахов), Фестунгсберг, Нонберг (гора монахинь), Райнберг и Капуцинберг.
Они же составляют и природное богатство Зальцбурга. Не виноград и хмель родит здешняя земля, а серебро, медь, и конечно же соль. Само название «Salzburg», т.е. «Соляная крепость» отсылает нас к источнику благосостояния города-государства.
Однако, не солью единой был жив Зальцбург. Кроме неё, доход городу приносили драгоценные металлы, посредническая торговля железом и таможенные сборы. Сбыт соли давал наибольшие доходы в 16-м веке. Соляные деньги успешно залечивали раны от войн, время от времени достигавших окраины южно-германских земель. Благодаря им, Зальцбург сумел выстоять и сохранить условный нейтралитет во время Тридцатилетней войны.
Самым последним зальцбургским архиепископом оказался Иероним фон Коллоредо, тот самый злодей, сыгравший неблаговидную роль в судьбе Моцарта. Святой отец покинул паству в 1800 году, сбежав от наполеоновских войск в Вену, где спустя 3 года добровольно-принудительно отказался от титула и привилегий.
Бесхозный город на некоторое время отошел к Австрии, затем стал французским, потом баварским, и только в 1816 году, по решению Венского конгресса, смирился с ролью австрийской провинции.

Зальцбург обладает уникальным качеством: он воспринимается «своим», «домашним», «родным» даже для людей, родившихся за много километров от него. Нет, правда, бывают города-буки-бяки (Белиз-Сити), города-праздники (Лас-Вегас), города-снобы (Нью-Йорк), города-гении (Санкт-Петербург). А Зальцбург весь какой-то «свой в доску», теплый и солнечный даже в пасмурную погоду.

И, возможно, поэтому солнечным нравом обладал самый знаменитый его обитатель. Младший отпрыск придворного скрипача Леопольда Моцарта, получивший при крещении имя Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт, появился на свет 27 января 1756 года, в воскресенье, что в католичестве означает долгую и счастливую жизнь.
Если провидение и ошиблось, то лишь в отношении самого музыканта, поскольку все созданное им пережило века, обрело всемирную славу, в итоге сделав счастливой хотя бы память о бедном Моцарте. Только после смерти, тайна которой не раскрыта до сих пор, обнаружился его гений, странные произведения с обилием нот вдруг посчитали восхитительными, а имя композитора стало символом, приносящим теперь не только душевную радость, но и доход.
Дом Моцарта на Макартплац и дом его рождения на Гетрайдегассе, которые сейчас являются музеями, напоминают нам о его необыкновенном детстве. Многочисленные концерты, фестивали и экскурсии поддерживают дух Моцарта в Зальцбурге, а про шоколад и говорить нечего!

Этот шоколадный шарик чуть не стал причиной дипломатического скандала.
Во всяком случае, представители двух стран действительно здорово поспорили. Так, по статистике фабрики Фюрста, сейчас кондитерская выпускает около 2,75 млн конфет в год. По сравнению с конвейерным производством это немного — оно и не удивительно, учитывая то, что их делают вручную. Ещё одна причина ограниченного производства — срок годности: настоящие моцарткугели сохраняют свежесть 8 недель.
А тем временем спрос на конфеты возрастал: каждому сладкоежке хотелось отведать многослойного шарика. В итоге у Mozartkugel возникло множество имитаций — как в Австрии, так и в Германии. Самыми продуктивными оказались марки Mirabel (Зальцбург) и Reber (Бад-Райхенхаль, Бавария). Обе компании готовят конфеты по собственной рецептуре, отличающейся от фюрстовской. Например, специалисты Mirabel покрывают марципановый шарик разными видами нуги в несколько слоёв. А в Reber исхитряются шарик из нуги с одной стороны покрывать белым марципаном, а с другой — зеленым. И если вы привыкли съедать конфету «за два укуса», вы бы вряд ли когда-то об этом узнали.
Конкуренция между этими фирмами привела к судебному иску в конце 1970 - х на предмет того, чьи шарики всё таки стоит считать правильными. Закончилось всё это соглашением между правительствами Германии и Австрии о том что название Mozartkugel могут носить лишь австрийские конфеты. Хитрые баварцы не отчаялись и оспорили это решение в Европейском суде. Закончилось всё это по принципу «ни вашим, ни нашим»: право именно на оригинальное название Reber не получила, но маркетологи хитро вставили между двумя частями слова дефис: Mozart-Kugeln.

Город живёт своей жизнью: гомон туристов, звуки музыки, солнце, плавно переходящее в дождь – и лишь Зальцах спокойной и размеренно несёт свои воды.
Зальцбург — один из самых впечатляющих с исторической точки зрения городов Австрии. Будь то Моцарт, крепость, зальцбургские «Штирвешер» (мойщики быков) или собор, Зальцбург – это чистая история.
А в качестве музыкальной паузы - «Тихая ночь» (Stille Nacht).
История песни началась в Австрии: в Сочельник 24 декабря 1818 года Йозеф Мор (Joseph Mohr) и Франц Ксавьер Грубер (Franz Xaver Gruber) впервые исполнили «Тихую ночь! Дивная ночь!»
"Тихая ночь". Самый известный европейский рождественский гимн «Тихая ночь» (Stille Nacht) был написан в 1818 году в деревушке Оберндорф под Зальцбургом местным учителем и священником.
Cкрытый текст -
Ровно два века ее исполняют во время рождественской церковной службы и за праздничным столом. «Тихая ночь», звучащая сегодня на 300 языках и диалектах, стала знаменитой совершенно случайно.
«Stille Nacht» – символ домашнего тепла, умиротворения и одновременно тоски по дому.
Песня появилась во время депрессии, охватившей Европу в 1818-м – год был неурожайный и бессолнечный. Все потому, что в Индонезии вулкан на Суматре взорвался сильнее, чем античный Везувий или Кракатау, в воздух поднялось 130 мегатонн соединений серы, они окутали планету, что привело к похолоданию. Депрессию вызвала не только погода.
После наполеоновских войн, новых границ в Европе и массовой эмиграции в Америку население Австрии беднело, работы было меньше, доходы падали. Двенадцать лет войны разрушили политическую и социальную инфраструктуру страны. Рабочие, тянувшие баржи с солью, – ради них Грубер и сочинил песню, – стали идеальными первыми слушателями в рождественский вечер 1818-го.
Говорят, Мор и Грубер пели под гитару, потому что сломался орган – меха прогрызли крысы. На самом деле это миф, Мор любил играть на гитаре, за что подвергался осуждению со стороны односельчан. Церковь, где они пели, не сохранилась, но построенная на ее месте капелла теперь объект паломничества. Популярности песни способствовали тирольские бродячие музыканты, разнесшие «Тихую ночь» по Европе, с ней они отправились даже в Нью-Йорк.
Песня звучала не только в семейном кругу, ее пели и на фронтах, в том числе немецкие солдаты в сталинградском котле – в Зальцбурге воспроизвели запись рождественской радиопередачи 1942 года с мелодией Грубера.
К юбилею Театр Зальцбурга поставил «Мою тихую ночь», первый мюзикл голливудского композитора Джона Дебни (John Debney), торжественная премьера которой прошла в Зальцбурге 24 ноября 2018 года.
Обладатель трех «Эмми», номинант на «Оскара» за музыку к «Страстям Христовым» Мела Гибсона, Дебни остался верен законам жанра, как и режиссер Андреас Герген – динамично, занимательно, с предсказуемо хорошим концом. Сценарий написала молодой автор, режиссёр и музыкант Ханна Фридман (Hannah Friedman) специально для Зальцбургского Земельного театра (Salzburger Landestheater).
В центре музыкального представления – восемь разных героев, каждый из которых по-своему готовится встретить Рождество. Чем ближе праздник, тем больше переплетаются судьбы участников. Преодолеваются предрассудки, рождается дружба. В центре мюзикла не история возникновения песни. Скорее, под вдохновением от мирного послания, которое несет с собой этот рождественский гимн, здесь показана современная история противостояния инноваций и традиций, терпимости и одобрения.
Мелодия цитируется в рождественском разделе органной серии Макса Регера Sieben Stücke, Op. 145.
Альфред Шнитке создал в 1978 году инструментальную аранжировку «Тихой ночи» для скрипки и фортепиано как поздравление скрипачу Гидону Кремеру. Из-за авангардно-диссонансного звучания миниатюры её исполнение вызвало скандал в Австрии.
Больше Мор и Грубер вместе песен не сочиняли. Для бессмертия хватило одной.
«Тихая ночь» (Stille Nacht).
|