Зритель
 
Форумчанин
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 1,021
Репутация:  2248 
|
Зальцбург – в лоскутном одеяле Австро-Венгерской империи.Ч.6.
Хагенауэрхаус (Hagenauerhaus) — памятник архитектуры на Гетрайдегассе в Старом городе Зальцбурга.
Более известный как «Место рождения Моцарта», он является одним из двух зданий Хагенауэрхауса в Зальцбурге.
В этом музее мы были зимой.
В коридоре и на железных воротах дома, где родился Моцарт, были расписаны вручную вывески с сезонными объявлениями.
Cкрытый текст -
Гетрайдегассе обязана своей славой прежде всего Вольфгангу Амадею Моцарту, родившемуся здесь в 1756 году в доме Хагенауэрхаус (Гетрайдегассе, 9).
Хагенауэры владели собственной лавкой. С 1880 года в доме, где он родился, действует музей, привлекающий посетителей со всего мира.
Придворный музыкант Леопольд Моцарт, отец Вольфганга, и его жена Анна Мария, урождённая Пертль, снимали квартиру на третьем этаже дома по адресу Гетрайдегассе, 9 у Лоренца Хагенауэра с 1747 года.
В 1803 году Франциска Пихлер, дочь Лоренца Хагенауэра, оставила бакалейную лавку и дом своему бухгалтеру, который в 1831 году продал их Людвигу Тюри. В 1846 году недвижимость приобрел торговец и производитель цемента Анджело Сауллих, муж вдовы Тюри. После его смерти, в 1885 году, его доверенные лица, Антон Штранц и Густав Шио, приобрели «Колониальный и бакалейный магазин» под названием «zum Mozart». В 1912 году Густав Шио-младший взял на себя управление бизнесом, а в 1917 году передал дом Международному фонду Моцартеум, который владеет им с тех пор и открыл Музей Моцарта.
С 1997 года дом, как и резиденция Моцарта, находится под управлением доктора Габриэле Рамзауэр.
Чудо-ребёнок по имени "Вольферль".
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в „Доме Хагенауера“ (ул. Гетрайдегассе 9) в Зальцбурге.
Из семи детей „Придворного Зальцбургского камерного музыканта“ Леопольда Моцарта и Анны Марии Вальбурги в живых остались только Вольфганг Амадей и его старшая сестра Мария Анна, прозванная „Наннерль“.
Оба ребёнка обладали необыкновенным музыкальным талантом, поэтому их отец не стал уделять большое внимание собственной карьере.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов.
Его книга «Фундаментальная школа скрипичной игры"» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году – в год рождения Моцарта,
выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение,
так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
Начиная с 1762 года честолюбивый отец представляет своих высокоодарённых детей при императорских дворах Европы.
Уже в шестилетнем возрасте маленький Моцарт отправляется в большое путешествие по Западной Европе – от Германии, Бельгии и Франции до Лондона.
В Италии он должен усовершенствовать своё музыкальное мастерство.
Мария Анна Моцарт, старшая сестра Вольфганга Амадея.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.
В молодости Моцарт был концертмейстером Зальцбургской придворной капеллы сначала без оклада, а с 1772 года с окладом денежного содержания. Тщетно пытаясь найти другое место службы, он отправляется в Италию, Вену и Мюнхен. Осенью 1773 года семья Моцартов переезжает в дом на пл. Ганнибала – в настоящее время Жилой дом Моцарта на пл. Макартплатц 8.
1770 – 1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена – оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
Восьмилетний Моцарт играет в парижском салоне принца Конти (1766).
В 1775 – 1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери.
Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
Разрыв с Зальцбургским князем-архиепископом.
После смены правления в Зальцбурге в 1772 году Моцарт ведёт упорядоченный образ жизни.
При князе-архиепископе Иерониме фон Коллоредо в 1779 году он занимает должность придворного органиста.
После премьеры оперы „Идоменей“ в начале июня 1781 года в Мюнхене Моцарт порывает со службой у князя-архиепископа.
Портрет Моцарта работы Дорис Шток. Дрезден, 1789 год.
Переезд в Вену и создание семьи.
В Вене Моцарт начинает жить как свободный пианист, оперный композитор и учитель.
Ещё живя у Веберов, Моцарт стал оказывать знаки внимания средней дочери — Констанции. Очевидно, это и дало почву для слухов, которые Моцарт отвергал. Тем не менее 15 декабря 1781 года он написал отцу письмо, в котором он признавался о своей любви к Констанции Вебер и сообщал, что собирается жениться на ней. Однако Леопольд знал больше, чем было написано в письме, а именно то, что Вольфганг должен был дать письменное обязательство жениться на Констанции в течение трёх лет, иначе выплачивать ежегодно по 300 флоринов в её пользу.
Главную роль в истории с письменным обязательством сыграл опекун Констанции и её сестёр — Иоганн Торварт, придворный чиновник, пользовавшийся авторитетом у графа Розенберга. Торварт попросил мать запретить Моцарту общаться с Констанцией до того, как «это дело не будет закончено письменно». Из-за сильно развитого чувства чести, Моцарт не смог оставить возлюбленную и подписал заявление. Однако позже, когда опекун ушёл, Констанция потребовала у матери обязательство, и сказав: «Дорогой Моцарт! Мне не нужно от Вас никаких письменных обязательств, я и так верю Вашим словам», разорвала заявление. Этот поступок Констанции сделал её ещё дороже Моцарту. Несмотря на такое мнимое благородство Констанции, исследователи не сомневаются, что все эти брачные прения, в том числе и разрыв контракта — не что иное, как хорошо разыгранный Веберами спектакль, целью которого было как бы организовать сближение Моцарта с Констанцией.
Несмотря на многочисленные письма сына, Леопольд был непреклонен. К тому же он не без оснований полагал, что фрау Вебер ведёт с его сыном «некрасивую игру» — она хочет использовать Вольфганга как кошелёк, ведь как раз в то время перед ним открывались огромные перспективы: он писал «Похищение из Сераля», проводил множество концертов по подписке и то и дело получал заказы на различные сочинения от венской знати. В сильном смятении Вольфганг взывал к помощи сестры, доверяя её старой доброй дружбе. По просьбе Вольфганга Констанция писала его сестре письма и посылала различные подарки. Несмотря на то, что Мария Анна дружественно приняла эти подарки, отец упорствовал. Без надежд на обеспеченное будущее свадьба казалась ему невозможной.
Между тем сплетни становились всё более нестерпимыми: 27 июля 1782 года Моцарт в полном отчаянии писал отцу, что большинство людей принимают его уже за женатого и что фрау Вебер крайне возмущена этим и до смерти замучила его и Констанцию. На помощь Моцарту и его возлюбленной пришла покровительница Моцарта, баронесса фон Вальдштедтен. Она предложила Констанции переселиться в свою квартиру в Леопольдштадте (дом № 360), на что Констанция охотно согласилась. Из-за этого фрау Вебер теперь была разгневана и намеревалась в конце концов силой вернуть дочь обратно в свой дом. Чтобы сохранить честь Констанции, Моцарт должен был скорее жениться на ней. В том же письме он самым настойчивым образом молил отца о разрешении на женитьбу, несколько дней спустя повторив свою просьбу. Однако желанного согласия опять не последовало. В это время Моцарт дал себе обет написать мессу, если он удачно женится на Констанции.
Наконец, 4 августа 1782 года в венском кафедральном соборе Святого Стефана состоялось обручение, на котором присутствовали только фрау Вебер с младшей дочерью Софи и несколько свидетелей. Свадебный пир устроила баронесса Вальдштедтен, и на нём сыграли серенаду для тринадцати инструментов (K.361/370a). Символично, что только днём позже пришло долгожданное согласие отца. 7 августа Моцарт писал ему: «Когда мы были обвенчаны, я и моя жена начали плакать; этим были тронуты все, даже священник, и все заплакали, так как они были свидетелями растроганности наших сердец».
17 июня 1783 года у Моцартов родился первенец, который был назван Раймунд Леопольд в честь своего крёстного, барона Раймунда Ветцлара фон Планкинштерна, богатого еврея и хозяина предыдущей квартиры, в которой жил Моцарт. Среднее имя было дано ребёнку в честь своего деда, Леопольда Моцарта.
В конце июля супруги отправляются в гости к отцу в Зальцбург, оставив новорождённого ребёнка платной кормилице, и прибыли в Зальцбург уже 29 июля. Вопреки ожиданиям Моцарта, отец и сестра встретили Констанцию прохладно, хотя и достаточно вежливо. В Зальцбурге Моцарт работал над мессой До минор, которую он писал во исполнение обета, данного им, если ему удастся жениться на Констанции. Хотя месса так и не была окончена, премьера первых нескольких её частей состоялась 26 октября в церкви Святого Петра, причём Констанция пела партию сопрано. Кроме того, в Зальцбурге Моцарт встретился со своим либреттистом по «Идоменею» Вареско, который по просьбе композитора набросал либретто «L’oca del Cairo» («Каирский гусь»), которое Моцарт положит на музыку так и не дописанной одноимённой оперы.
Супруги покинули Зальцбург 27 октября 1783 года. Несмотря на все усилия, главная цель поездки — изменить настроение отца в пользу Констанции — не была достигнута. По пути в Вену, 30 октября они заехали в Линц, где остановились у старого друга Моцарта, графа Йозефа Туна, пробыв тут три недели. Здесь Моцарт написал свою симфонию № 36 До мажор, премьера которой состоялась 4 ноября на концерте в доме графа.
Находясь в зените славы, Моцарт получал огромные гонорары за концерты и издание своих сочинений, обучал множество учеников. В сентябре 1784 года семья композитора поселилась в шикарной квартире по адресу Гроссе Шулерштрассе, 846 (ныне — Домгассе 5) с годовой арендой в 460 флоринов.
В это время Моцартом написаны лучшие из его сочинений. Доходы позволяли Моцарту держать дома прислугу: парикмахера, служанку и повариху. Он купил у венского мастера Антона Вальтера фортепиано за 900 флоринов, а также бильярдный стол за 300 флоринов. В 1783 году Моцарт знакомится с известнейшим композитором Йозефом Гайдном, вскоре между ними завязывается сердечная дружба.
Всего через несколько месяцев после венской премьеры, в декабре 1786 года, «Свадьба Фигаро» в исполнении труппы Пасквале Бондини прошла в Праге, имея при этом ошеломляющий успех: вся Прага буквально помешалась на опере, мелодии из неё «растащили» на музыку для танцев, их распевали на улице, и даже играли в трактирах. Благодаря такому успеху, на рождество 1786 года Моцарт получил приглашение приехать в Прагу. Вместе с Констанцией он прибыл туда 11 января 1787 года.
Супруги пробыли в Праге до 8 февраля. Здесь Моцарту был устроен такой тёплый и радушный приём, какого он не испытывал в Вене уже много лет. В Праге он всегда находился в центре внимания: их с Констанцией регулярно приглашали на обеды, приёмы и оперные спектакли. Особенно Моцарт был польщён всеобщей любовью к «Свадьбе Фигаро».
14 января 1787 года он писал своему другу Готфриду фон Жакину, сыну известного венского учёного-ботаника Йозефа фон Жакина:
« …Но я с полным удовольствием смотрел, как все эти люди, искренне веселясь, носились в танце под музыку моего «Фигаро», переделанную в контрдансы и немецкие танцы. Ибо здесь ни о чём не говорят, кроме как о «Фигаро», ничего не играют, не дудят, не поют и не насвистывают, кроме — «Фигаро», ни одна опера не посещается, кроме — «Фигаро» и вечно «Фигаро»; конечно, большая честь для меня.»
Моцарт несколько раз присутствовал на представлениях «Свадьбы Фигаро», а 20 января он сам, сидя за клавесином, дирижировал оперой. За день до этого, 19 января, Моцарт дал концерт, который был принят публикой с бурными овациями. Наконец, он заключил с Бондини контракт на 100 дукатов на сочинение новой оперы.
По возвращении в Вену в феврале 1787 года, Моцарт принялся за работу над оперой. Благодаря успеху «Свадьбы Фигаро», Моцарт считал да Понте идеальной кандидатурой либреттиста. В качестве сюжета для либретто да Понте предложил пьесу «Дон Жуан», и она пришлась Моцарту по душе. 7 апреля 1787 года в Вену приезжает юный Бетховен.
Согласно широко распространённому мнению, Моцарт, послушав импровизации Бетховена, якобы воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!», и даже взял Бетховена к себе в ученики. Однако никаких прямых доказательств тому не существует. Так или иначе, Бетховен, получив письмо о тяжёлой болезни матери, был вынужден вернуться в Бонн, проведя в Вене всего две недели. В самый разгар работы над оперой, 28 мая 1787 года, умирает Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея. Это событие ужасно омрачило Моцарта, привыкшего постоянно ощущать поддержку отца. В начале октября Моцарт прибыл в Прагу во второй раз, чтобы руководить репетициями оперы.
27 декабря 1787 года у Моцарта и Констанции родилась первая дочь — Терезия.
Постановке «Дон Жуана» в Вене, о которой помышляли Моцарт и да Понте, мешал всё более возрастающий успех новой оперы Сальери «Аксур, царь Ормуза», премьера которой состоялась 8 января 1788 года. Наконец, благодаря предписанию императора Иосифа II, заинтересованного пражским успехом «Дон Жуана», опера была исполнена 7 мая 1788 года в Бургтеатре. Венская премьера провалилась: публика, со времён «Фигаро» вообще охладевшая к творчеству Моцарта, не смогла свыкнуться со столь новым и необычным произведением, и в целом осталась равнодушна. От императора Моцарт получил за «Дон Жуана» 50 дукатов, и, как утверждает Дж. Райс, в течение 1782—1792 годов это был единственный случай, когда композитор получал плату за оперу, заказанную не в Вене.
С 1787 года резко снизилось количество «академий» Моцарта, а в 1788 году они вовсе прекратились — ему не удавалось собрать достаточное количество подписчиков. «Дон Жуан» на венской сцене провалился, и почти ничего не принёс. Из-за этого финансовое положение Моцарта резко ухудшилось. Очевидно, уже в это время у него начали накапливаться долги, усугубляемые затратами на лечение болеющей из-за частых родов жены. В июне 1788 года Моцарт поселяется в доме по адресу Варингергассе, 135 «У трёх звёзд» в венском пригороде Альзергрунд.
Новый переезд был очередным свидетельством тяжелейших денежных проблем: арендная плата за дом в пригороде была значительно ниже, чем в городе. Вскоре после переезда умирает дочь Моцарта Терезия. С этого времени начинается череда многочисленных душераздирающих писем Моцарта с просьбами о финансовой помощи к своему другу и брату по масонской ложе, богатому венскому коммерсанту Михаэлю Пухбергу.
Несмотря на столь плачевное положение, в течение полутора месяцев лета 1788 года Моцарт пишет три, ныне — самые знаменитые, симфонии: № 39 Ми-бемоль мажор (K.543), № 40 Соль минор (K.550) и № 41 До мажор («Юпитер», K.551). Причины, побудившие написать Моцарта эти симфонии, неизвестны.
По всей вероятности, они были написаны для новых концертов по подписке, однако Моцарту так и не удалось организовать их исполнения. Только одна симфония — № 40 Соль минор, по всей вероятности, была исполнена на концертах под управлением Антонио Сальери в 1791 году. С конца 1788 года Моцарт занимается переоркестровкой и аранжировкой различных (в основном духовных) сочинений И. С. Баха и Г. Ф. Генделя по просьбе своего покровителя барона ван Свитена, которые тот исполнял в своём домашнем кругу.
Из их шести детей Моцарта, только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг достигают взрослого возраста.
Констанция Вебер.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей».
С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке.
Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» – один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века.
С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов Моцарта проявлялись всё ярче и ярче. Опера «Похищение из Сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.
Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано).
Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными.
Вольфганг Амадей Моцарт был активным членом масонства с 1784 года до смерти в 1791 году.
Он был посвящен в венской ложе «Zur Wohltätigkeit», а затем достиг степени мастера.
Масонство оказало значительное влияние на его жизнь и творчество, а также на некоторые из его произведений, таких как «Волшебная флейта» и «Масонская кантата», которые отражают масонские идеалы.
Моцарт был посвящен в степень ученика 14 декабря 1784 года в венской ложе «Zur Wohltätigkeit» («К благотворительности»). Вскоре он стал подмастерьем, а затем и мастером. Он также посещал другую крупную ложу, «Zur wahren Eintracht». Он стал масоном, стремясь обновить свою жизнь и принять участие в братской работе по развитию человечества, искусства и науки.
Масонство вдохновило Моцарта на создание ряда произведений для лож, включая небольшие хоровые песни и более крупные вокальные композиции, такие как «Sehen, wie dem starren Forschcrauge» (K. 471) и «Laut verkünde unsre Freude» (K. 623).
Примерно в то же время в масонство вступил и отец Моцарта, Леопольд.
Известно, что Масоном также был Йозеф Гайдн, которого Моцарт, как предполагается, пригласил в масонство. Его последним законченным произведением была «Масонская кантата» «Laut verkünde unsre Freude», которую он дирижировал за несколько недель до смерти.
«Волшебная флейта» — «опера-дуплекс».
"Настоящим кладезем тайн является самое известное и самое значительное масонское произведение — опера «Волшебная флейта» (Zauberflöte, премьера состоялась в 1791 году в Венском оперном театре). Для истории культуры «Волшебная флейта» имеет такое же значение, как перевод Библии на немецкий язык, выполненный Мартином Лютером: эта первая большая немецкая опера появилась в то время, когда языком оперы считался исключительно итальянский. В опере, так же как и в масонстве, главную роль играет преображение.
Внешне оно достигалось за счет дорогостоящей сценической техники, с помощью которой либреттист и брат Моцарта по масонской ложе Эмануэль Шиканедер мог стремительно менять декорации. Зрители замечали трансформации и в самих себе: по ходу спектакля менялись их симпатии к героям. В какой-то момент якобы добрая Царица ночи, помесь Денверского душителя и сказочной ведьмы, показывает свое истинное лицо.
Впечатление, что перед нами воинствующая мать, которая всего лишь хочет вернуть похищенную дочь, поначалу обманывает зрителя.
Вывод из этой части «Волшебной флейты» таков: «Освободись от власти предрассудков!» Дальше проступает двойное дно, созданное двумя волшебниками театра, Моцартом и Шиканедером: это народная опера, которую понимает каждый, но в ней есть и второй уровень восприятия, доступный только посвященным. «Волшебная флейта» — «опера-дуплекс».
Египтолог и исследователь «Волшебной флейты» Ян Ассман сравнивает ее с «религией-дуплекс», религией с двумя уровнями — один предназначен для народа, а другой для духовной элиты, которая хочет и может разобраться в подоплеках и аллегориях.
С самого начала Моцарт прячет в трех аккордах увертюры три выразительных удара, масонский стук в двери храма. Для непосвященного эти три удара растворяются в море мелодичных звуков. Знающие вздрагивают и в то же мгновение стараются открыть брату дверь. Теперь перейдем к Царице ночи; ее роль до сих пор вызывает споры. Многие считают ее персонификацией католической церкви, которая скрывает свое клерикальное покровительство за благодушной улыбкой. Царица появляется как католическая Мария, плывущая на серпе месяца («Царица небесная»).
Присутствовавшие в зале масоны сразу понимали намек — как и католические сановники. Другие предполагают, что Царица ночи — это символ розенкрейцеров (Ночь = Оккультизм); воплощение магии и мистики, царица представляет антипод просветителей-иллюминатов того времени. Есть в ней и что-то от образа богини Деметры, оплакивающей утрату дочери. Шиканедер не дал нам ключа для понимания.
Но так уж принято в масонстве: каждый волен интерпретировать символы по-своему.
В опере сила любви преображает людей в божественных существ. Для церкви это очевидная ересь (отклонение от официального учения), ибо добрые христиане должны всецело зависеть от Божьей милости и не смеют считать себя богами. В одном из дуэтов птицелова и Памины мы слышим: «Муж и жена, жена и муж, достигнут божества». Простой венский зритель всего этого попросту не понимал.
Действие происходит в Древнем Египте, но весь сюжет оперы укладывается в один иероглиф; как пишет Ян Ассман в книге «Волшебная флейта: опера и мистерия» (Die Zauberflöte. Oper und Mysterium, стр. 95 [немецкого издания]), иероглифы — это эстетическая форма с двойным дном. Непосвященным они просто передают неизъяснимое очарование, а для посвященных это собрание смыслов. «Это противопоставление внутреннего и внешнего пронизывает всю оперу, становится очевидным как в образах героев (противоположности Зарастро и Папагено), так и в музыке (сакральная и народная музыка).
В опере Зарастро является мастером ложи и антиподом Царицы ночи: его знак — Солнце. Очевидно, что опера Моцарта и Шиканедера задумана как памятник мастеру их ложи Игнацу фон Борну (1742–1791). В среде венских масонов XVIII века Борна считали харизматичной личностью. Основатель древнеперсидской религии Заратустра — по-итальянски Зарастро — не что иное, как символический образ «светоносца». Масон Зарастро в начале оперы представлен как явный злодей, который хочет похитить принцессу Памину. Действительно, от этих масонов одни неприятности!.."
Помимо «Волшебной флейты», Моцарт сочинил много другой масонской музыки. До самой смерти он состоял в масонской ложе.
Фортепиано Моцарта. Именно на нём композитор играл на своих знаменитых «пятничных» концертах.
Eine kleine Nachtmusik. Дословный перевод названия — «Маленькая ночная музыка», но на самом деле Моцарт имел в виду «Маленькая серенада». Он вряд ли придал значение тому, что написал в своих заметках «eine kleine Nachtmusik», но это название прижилось, когда работа была опубликована после смерти композитора. Это одно из наиболее часто исполняемых и хорошо известных классический произведений не только Моцарта, но и вообще. И тому есть веские причины: блестящий оптимизм и оригинальность Моцарта чувствуются во всех четырех частях произведения, начиная со знаменитого allegro, которое так часто можно услышать в кинофильмах. Эта захватывающая мелодия обладает чрезвычайно притягательной силой.
В 1783 – 1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).
С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро».
Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Тем не менее он был привязан к Вене, и, когда в 1789 году, посетив Берлин, он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, то всё же не решился оставить Вену.
Однако множество исследователей жизни Моцарта утверждают, что ему не было предложено место при прусском дворе. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для него самого. Моцарт не хотел признавать, что поездка в Пруссию провалилась, и сделал вид, будто Фридрих Вильгельм II пригласил его на службу, но из уважения к Иосифу II он от места отказался. Заказ, полученный в Пруссии, придавал его словам видимость правды. Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы.
После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знамениты две последние. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).
Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (нем. Franz Xaver Wolfgang Mozart; 26 июля 1791 года, Вена — 29 июля 1844 года, Карлсбад), также известен как Вольфганг Амадей Моцарт-младший — австрийский композитор, пианист, музыкальный педагог.
Младший из шести рожденных и двух выживших детей Вольфганга Амадея Моцарта и его жены Констанции. Получил имя в честь ближайшего друга и ученика своего отца, Франца Ксавера Зюсмайера. Получил блестящее музыкальное воспитание: его учителями были Антонио Сальери и Ян Непомук Гуммель. В детстве он под руководством матери гастролировал с концертами под именем Вольфганга Амадея Моцарта-младшего.
Как и его отец, рано начал сочинять, в 1802 году опубликовав фортепианный квартет Op. 1.
Франц Ксавер стал профессиональным музыкантом и довольствовался умеренным успехом как преподаватель и исполнитель. В отличие от своего отца — был замкнутым и подверженным самоуничижению, постоянно недооценивая свой талант и опасаясь, что всё, что он создаёт, будет сравниваться с произведениями его отца.
В 1808—1838 с незначительными перерывами Моцарт-младший жил в Лемберге (ныне Львов) и его окрестностях (Подкамень, Бурштын), зарабатывая преимущественно как учитель музыки в домах знатнейших родов Галиции: Чарторыйских, Янишевских, Баворовских, Сапег и др. Он также стоял у истоков первого лембергского музыкального общества «Цецилия», ставшего ядром будущей Львовской филармонии: 2 декабря 1826 года известный скрипач Кароль Липинский и хор общества под управлением Моцарта-сына дали во Львове концерт памяти Моцарта-отца. В 1838 переехал в Вену, а потом в Зальцбург, где получил должность капельмейстера в Моцартеуме.
Умер 29 июля 1844 года в городе Карловы Вары, где и был похоронен. На его смерть написано стихотворение Франца Грильпарцера.
Как и его брат Карл, Франц Ксавер Вольфганг не был женат и детей не имел.
Тень его отца маячила над ним даже после смерти. На его могильной плите была выгравирована эпитафия:
Имя его отца может быть его эпитафией, так как почитание его было сущностью его жизни.
Карл Томас Моцарт (21 сентября 1784 — 31 октября 1858) — австрийский пианист, второй сын и старший из двух выживших сыновей композитора Вольфганга Амадея Моцарта и его супруги Констанции.
Родился в Вене. Образование после смерти отца получал в Праге, куда был отправлен с младшим братом в семилетнем возрасте; его наставниками были Франтишек Ксавер Нимечик и Франтишек Ксавер Душек, благодаря которым он стал талантливым пианистом. Однако ещё до завершения своего обучения он в 1797 году, когда ему было четырнадцать лет, уехал в Ливорно, чтобы стать учеником в торговой фирме.
В последующие годы он планировал открыть магазин фортепиано, но по финансовым причинам этот проект провалился. В 1805 году он переехал в Милан, где изучал музыку под руководством директора Миланской консерватории и композитора Бонифацио Азиоли, взявшего его в ученики по рекомендации Йозефа Гайдна. В первые два года Карл Томас показывал большие успехи, но на третьем году фактически отказался от музыкальной карьеры и в 1810 году бросил учёбу, став первоначально переводчиком в Ломбардии, находившейся тогда под управлением французской администрации. После включения территории в состав Австрийской империи в 1815 году стал чиновником в австрийском финансовом управлении и государственной бухгалтерии в Милане (город в то время был под австрийским контролем) и также служил в качестве переводчика на итальянский язык в штате австрийской судебной палаты; вёл достаточно скромную жизнь. В августе и сентябре 1820 года его посещал его брат Франц Ксавер Вольфганг, в 1825 году он встречался со своей матерью в Милане, увидев её снова в 1836 году в Зальцбурге.
В период своей карьеры чиновника продолжал работать в качестве официального переводчика с и на итальянский для финансового управления. Владел домом в селе Каверсаччо в Вальморее, Комо, ценя местную красоту, пищу и воду. Этот дом он завещал городу, о чём указано в установленной в честь него мемориальной доске. В городской ратуше хранится копия его завещания.
До своей смерти в Милане часто посещал различные мероприятия, связанные с его отцом. Так, в 1842 году он принял участие в открытии памятника Моцарту в Зальцбурге и в 1856 году — там же в торжествах по случаю 100-летия со дня рождения его отца в качестве почётного гостя. В 1844 году имеющиеся в его распоряжении манускрипты, фрагменты, библиотеку и клавикорд, унаследованные от отца, он завещал открывшемуся 22 апреля 1841 года по инициативе жителей г. Зальцбурга и при участии его матери Моцартеуму.
Карл Томас никогда не был женат и детей не имел, поэтому с его смертью прямая линия Моцартов пресеклась.
Карл Томас Моцарт умер 31 октября (в день именин своего отца) 1858 года с портретом своего отца в руке. Он завещал для себя похороны первого класса.
В зальцбургском соборе в его честь был исполнен Реквием В. Моцарта.
После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела.
Последними операми Моцарта были «Cosi fan tutte» (1790 год), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся.
Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. В мае 1791 года Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, рассчитывая занять место капельмейстера после смерти тяжело больного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, его пережил.
Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» – «Ave verum corpus» (KV 618), (1791 год) и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема».
Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец во всем сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в чёрной маске, «чёрный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя … Работу над незавершённым «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
С января 1791 года в творчестве Моцарта наметился небывалый подъём, являвшийся завершением творческого спада 1790 года. Кроме всего прочего, Моцарт сочинил единственный за три прошедших года и последний по счёту концерт для фортепиано с оркестром (№ 27 си-бемоль мажор, K.595), который датируется 5 января. В апреле он подготовил вторую редакцию своей симфонии соль минор (№ 40, K.550), добавив в партитуру кларнеты. Позже, 16 и 17 апреля, эта симфония была исполнена на благотворительных концертах под управлением Антонио Сальери.
После неудавшейся попытки получить назначение на должность второго капельмейстера — заместителя Сальери, Моцарт сделал шаг в другом направлении: в начале мая 1791 года он направил в венский городской магистрат ходатайство с просьбой назначить его на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана. Просьба была удовлетворена, и Моцарт получил эту должность. Она предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного капельмейстера Леопольда Хофмана. Хофман, однако, пережил Моцарта.
В марте 1791 года старый знакомый Моцарта, театральный актёр и импресарио Эмануэль Шиканедер, директор собственного театра «Ауф дер Виден», обратился к нему с просьбой спасти свой театр от упадка и написать для него немецкую «оперу для народа» на сказочный сюжет.
Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита» была принята холодно; «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.
Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но значимых образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618, 1791 год), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный «Реквием» (KV 626), над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни.
Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены.
Работу над незавершённым «Реквиемом», потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».
«…смерть есть подлинная конечная цель нашей жизни. За последние два года я так близко познакомился с этим подлинным и лучшим другом человека, что образ смерти для меня не только не заключает в себе ничего пугающего, но, напротив, даёт немало успокоения и утешения! И я благодарю Бога за то, что он даровал мне счастье понять смерть как источник нашего подлинного блаженства». — В. А. Моцарт, письмо отцу, 4 апреля 1787 года.
Памятник Моцарту в Зальцбурге на площади.
Став знаменитостью еще в детстве, он написал более 600 произведений в возрасте от 5 до 35 лет и сочинял шедевры до самой смерти в 1791 году.
Среди них возвышенный и печальный реквием о котором, согласно легенде, композитор думал, что пишет его для самого себя.
Моцарт остается одним из наиболее известных композиторов всех времен и не без причины.
9 его самых знаменитых произведений:
Rondo alla turca («Турецкий марш») — Соната № 11, K. 331. Это живое, игривое произведение остается одной из самых известных работ Моцарта. Источником вдохновения для него послужила популярная в то время турецкая янычарская музыка. «Рондо» — это форма произведения, в которой попеременно звучат разные «эпизоды», контрастирующие с основной темой. Но Моцарт всегда сдвигал границы, и неудивительно, что это не типичное рондо!
«Non più andrai» из оперы «Свадьба Фигаро», KV. 492. Моцарт известен своими операми не меньше, чем фортепианной музыкой, а «Свадьба Фигаро» и сегодня остается одной из самых популярных опер всех времен. Веселая, заводная, характерная для классической оперы мелодия великолепной арии «Non più andrai», что означает «Ты больше не будешь», также запоминается и как тема произведения для фортепиано. Она занимает заслуженное место в репертуаре многих, в том числе начинающих, пианистов.
Менуэт соль мажор, K. 1. Первое сочинение Моцарта. Ему было 5 лет, и его по праву считали вундеркиндом.
Детский восторг, который наполняет эту веселую, простую композицию, наводит на мысли о маленьком Моцарте за клавишами пианино и о том, каким гением ему суждено стать.
«Дон Жуан»: увертюра. «Дон Жуан» Моцарта считается одной из величайших опер всех времен и представляет собой интерпретацию легенды о Доне Жуане, обольстителе родом из Испании, ставшим жертвой своих любовных похождений. Все это Моцарту удалось вложить в увертюру, включающую полный спектр эмоций от взрывной страсти до щемящей нежности.
I. Andante grazioso — Соната № 11. В первой части сонаты № 11 Моцарт снова играет с нашими ожиданиями: она начинается не с основной темы, а с вариации. Всего будет 6 вариаций изысканной и очаровательной основной темы. Кроме того, это очень умиротворяющее произведение.
I. Allegro — Соната No. 16 до мажор, K. 545. Это еще один из шедевров Моцарта, опубликованных через много лет после его смерти, но не теряющих своей популярности. Мелодия allegro буквально проникает к вам в голову, чтобы поселиться там на многие дни или даже годы, что подтверждает и ее популярность. Моцарт считал эту сонату подходящей «для новичков», поэтому ее иногда называют «Sonata facile» (легкой) и «Sonata semplice» (простой).
Molto allegro — Симфония № 40 Соль минор. Симфония № 40 не является типичной для творчества Моцарта: это одна из двух симфоний, которые он написал в минорных тональностях. Она отражает не только интерес композитора к движению Sturm und Drang («Буря и натиск»), бывшему популярным в искусстве того времени, но и мрачный поворот в его жизни.
Первая часть играется в темпе molto allegro, или «весьма скоро», что придает странную легкость меланхоличной минорной тональности. Поэтому произведение открывает фантастические возможности для изучения передачи сложных эмоций на пианино.
Lacrimosa — «Реквием» KV. 626. Lacrimosa означает «слезная», что подходит к такой траурной, но тем не менее прекрасной музыке. По словам вдовы Моцарта Констанции, когда он был уже болен, к нему пришел таинственный посланник, чтобы заказать реквием — заупокойную мессу. Композитор верил, что пишет ее для самого себя. Тот факт, что он умер во время работы над ней, только добавляет таинственности.
Существует так много преданий об этом легендарном композиторе классической эпохи, что сложно отделить истину от вымысла, но его музыка воплощает неподдельный оптимизм, непримиримость и великолепие.
Похоронная процессия Моцарта.
Синие Моцарткугель (изготавливаемые вручную Original Salzburger Mozartkugeln) против красных Моцарткугель производства компании Reber.:)
В отсутствие чётких зафиксированных авторских прав кроме этого в продаже представлены многочисленные варианты промышленного производства других компаний как в Австрии, так и в Германии.
Моцарткугель — кондитерское изделие из шоколада, фисташек, марципана и нуги. Оригинальный зальцбургский моцарткугель был придуман зальцбургским кондитером Паулем Фюрстом в 1890 году.
Чтобы перейти на другую улицу – везде идут галереи с бутиками.
Кафе Моцарт с зальцбургским нокерльн.
|