Зритель
 
Форумчанин
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 1,021
Репутация:  2248 
|
Зальцбург – в лоскутном одеяле Австро-Венгерской империи.Ч.3.
Жилой дом Моцартов. В этом музее мы были зимой.
Cкрытый текст -
Через проходную дверь видно Коттедж "Волшебная флейта".
История маленького садового домика восходит к 1791 году, когда Моцарт, как говорят, написал в нем свое знаменитое произведение "Волшебная флейта".
В то время он все еще стоял в саду Фрайхаутеатра в Вене, где опера была впервые исполнена в сентябре 1791 года. В 1873 году по инициативе Фонда Моцартеум маленький домик переехал в Зальцбург.
После длительного ремонта, проведенного летом 2022 года, небольшой деревянный дом теперь стоит во дворе резиденции Моцарта. Он интегрирован в посещение музея как неизменный аттракцион. В ходе ремонта дом был выкрашен в тот же зеленый цвет, что и во времена Моцарта.
Восстановлением и поддержанием дома занималась компания из Токио.
Танцмейстерхаус расположен в Зальцбурге, на площади Макартплац, 8. Здание, также известное как резиденция Моцарта, является памятником архитектуры.
Первое упоминание о здании относится к 1617 году.
3 августа 1711 года придворный танцмейстер Иоганн Лоренц Шпёкнер получил указ, разрешающий ему давать уроки танцев для знати в доме на Ганнибальплац, нынешней Макартплац. В переписи 1713 года дом уже упоминался как Tanzmeisterhaus (Дом танцмейстера). Его сын, Франц Готлиб Шпёкнер (1706–1767), приобрел дом у матери в 1739 году и стал преемником отца на посту придворного танцмейстера. Он был шафером Леопольда Моцарта на его свадьбе с Анной Марией Пертль из Санкт-Гильгена 21 ноября 1747 года.
Биография Моцарта, в особенности его образ жизни и обстоятельства его ранней смерти, была предметом многочисленных спекуляций и споров, которые в свою очередь дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов.
В силу своего непосредственного характера Моцарт больше всего любил находиться в весёлом обществе: он регулярно посещал различные балы, приёмы и маскарады, и даже сам устраивал их на собственной квартире.
К тому же Моцарт был хорошим танцором, особенно красиво он танцевал менуэт. Как и многие его современники, Моцарт играл в кегли, и особенно хорошо — в бильярд. У него в квартире был собственный бильярдный стол — роскошь для Вены того времени, на котором он часто играл с друзьями, или даже с женой. Друг Моцарта, тенор Майкл Келли вспоминал, что он часто играл с Моцартом в бильярд, но ни разу не выиграл у него ни одной партии.
Моцарт очень любил животных, особенно птиц — канареек и скворцов, которых он охотно держал у себя в качестве домашних животных. Кроме того, в разное время он держал также собак и даже лошадей — в венские годы Моцарт совершал ежедневные прогулки верхом в пять утра, которые были рекомендованы его лечащим врачом.
Утверждают, что прослушивание «Сонаты для двух фортепиано в ре-мажоре № 448» Моцарта снижает частоту приступов эпилепсии.
Моцарт был 163 см ростом.
Каким был Моцарт на самом деле? Был ли он «безупречным и бесконечно добрым человеком», как считал его поклонник Чайковский? Или им «владел демонический дух его гения», как шептал Гёте? Смеялся ли он, как Амадей, или его детская сторона — всего лишь легенда?
Предположительно, Моцарт выглядел так, как на фото.
В 1773 году семья Моцартов, дружившая с семьёй Шпекнеров, вернувшись из третьего путешествия в Вену, переезжает на новую квартиру. Дом рождения Моцарта на ул. Гетрайдегассе не располагал достаточным местом для общественных приёмов. В доме на пл. Макартплатц Вольфганг Амадей Моцарт жил до 1781 года - до своего переезда в Вену. В 1778 году умерла мать Моцарта, а в 1784 году сестра Моцарта Наннерль вышла замуж и переехала жить в Санкт-Гильген. Отец Моцарта стал жить в одиночестве в большой квартире, а с 1785 года с внуком Леопольдом Алоисом Пантелеймоном, который остался на попечении своего деда.
После смерти Леопольда Моцарта 28 мая 1787 года дом принадлежал разным владельцам. 16 октября 1944 года две трети этого дома было разрушено авиабомбой. В 1955 году Международный фонд Моцартеум приобрёл сохранившуюся часть здания. В пострадавшей от бомбардировки части здания был построен офис, который в 1989 году был также куплен Международным фондом Моцартеум. После сноса офисного здания Жилой дом Моцарта был отреставрирован в первоначальном виде по старинным архитектурным чертежам.
После этой реставрации в Зале учителя танцев был установлен памятник Моцарту.
26 января 1996 года Жилой дом Моцарта был снова открыт для посетителей.
В музее хранится коллекция музыкальных инструментов и документов, связанных с пребыванием Вольфганга Амадея Моцарта здесь с 1773 по 1780 год.
Вольфганг Амадей Моцарт – не только лучший композитор, но и виртуозный исполнитель музыкальных шедевров. К сожалению, гений прожил всего 36 лет, но оставил после себя драгоценное музыкальное наследие.
Моцарт начал сочинять первые музыкальные произведения в возрасте трех лет.
А уже в 5 лет первые пробы были одобрены публикой.
Семья Моцарта беспрерывно гастролировала, не менее талантливой была и его сестра – Мария Анна, а отец был отличным педагогом и предпринимателем. Слава о маленьких виртуозах разошлась по всей Европе, их приглашали на званые обеды, концерты, и, маленькие таланты с детства свободно себя чувствовали в высшем обществе.
Однажды малыш Вольфганг поскользнулся на паркете во время очередного банкета в императорском дворце, помогла ему подняться герцогиня Мария Антуанетта, впоследствии королева Франции.
«Мальчик сказал: «Вы так добры ко мне! Когда я буду взрослым, я обязательно возьму Вас в жены!» Герцогиня тут же со смехом поделилась репликой маленького музыканта с матерью, и та спросила: «Почему же ты хочешь жениться на ее высочестве?» – «Только из благодарности, мадам», ответил малыш.»
Практически 10 лет и почти беспрерывно, семья Моцартов гастролировала и кочевала по всей Европе, обедая и в обычных тавернах, и на роскошных званых ужинах. Тогда же и появился у Моцарта свой кулинарный вкус, ведь он познакомился с кухнями разных народов: французской, итальянской, австрийской.
Повзрослев, Моцарт находил английскую кухню достаточно тривиальной, но британское пиво обожал, а итальянская кулинария его не устраивала чрезмерным количеством специй.
Итальянский сапожок он любил страстно. «Мне грустно покидать Италию, самую прекрасную страну в мире» – признавался в письме к матери. В тех же итальянских посланиях Амадей так описывал свой быт: «Просыпаюсь я, как правило, в девять, иногда в десять; потом мы отправляемся на прогулку и обедаем в каком-нибудь ресторане. После обеда я пишу; потом опять прогулка и ужин. Что едим? То рыбу, то курицу, то жаркое. Потом ложусь спать». Но первые «гастрономические университеты» он прошел в родном Зальцбурге, где традиционно предпочитают есть много, сытно и просто.
На приеме в Милане, у графини фон Астебург в Зальцбурге, юному дарованию специально приготовили все его любимые блюда. А он удивил всех тем, что пожелал классические печеночные клецки (кнедлики) с кислой капустой. Вот как описывал этот случай в частном письме Леопольд Моцарт: «Мадам фон Астебург была настолько любезна, что заранее спросила нас о пожеланиях к меню обеда. Вольфганг попросил печеночные кнедли с кислой капустой…»Кстати, австрийцы в отличие от других европейцев с удовольствием едят субпродукты: легкие, почки, сердце и другие внутренности.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) в детстве играл на фортепиано с отцом и сестрой,
Кармонтель.
Наряду с молоточковым клавиром Моцарта в музее можно увидеть многие подлинные документы и портреты.
На выставке представлена интересная информация об истории дома, жизни Моцарта и его семьи в Зальцбурге.
Композитор тяготился чрезмерной опекой отца и хотел кардинально изменить свою жизнь. Его мечта – Вена, столица музыкальных искусств. Но его не хотят отпускать с работы в Зальцбурге, тогда юный дебошир избирает новую тактику поведения- ведет себя дерзко и вызывающе, и, в итоге граф Арко, приближенное лицо архиепископа, в буквальном смысле спускает пинком под зад юное дарование с лестницы. Этот знаменитый пинок графа «освободил» музыканта и открыл ему новые творческие горизонты в Вене.
В Вене Моцарт встречает свою любовь – Констанцу Вебер, становится свободным и востребованным композитором. Сам город он обожал и, по сути, это его вторая творческая Родина. Именно в этот период он создает самые лучшие свои произведения.
Что же касается кулинарии – Моцарт был поклонником таверны «Griechenbeisl/Грихенбайзель» в Вене.
В «Griechenbeisl/Грихенбайзель», основанной в 1500 году, не поверите, но до сих пор на стене заведения можно увидеть подпись знаменитого композитора.
Кстати, Моцарт был сладкоежкой. Не даром множество кофеен по всему миру имеют на вывеске его имя, а самые знаменитые австрийские конфеты – с начинкой из марципана и нуги – называются Mozartkugeln.
Мультимедийное шоу, временные специальные выставки, концерты и лекции предлагают разнообразную программу на тему Моцарт.
Вольфганг Амадей Моцарт мало говорил о своей еде.
Однако гораздо более нежно и интимно он говорил о своем пищеварении; в его письмах есть множество отрывков, где упоминается «пуканье» и, довольно грубо, «выделение» в туалете, который он называл «Häusel».
Осенью 1777 года он написал своему любимому аугсбургскому «Базелю»:
«Желаю тебе спокойной ночи, валяйся в постели до хруста, спи спокойно, засунь свою задницу в рот…».
В кафе подают любимые блюда Моцартов.
Курт Пальм «Вольфганг жирен и в полном здравии. Еда и питье с Вольфгангом Амаде Моцартом»/Der Wolfgang ist fett und wohlauf: Essen und trinken mit Wolfgang Amadé Mozart (Palm, Kurt).
«Если человек не портит своё здоровье беспорядочными привычками, чрезмерным употреблением пищи и питья и т. п., а также не имеет других внутренних природных изъянов, то ему не о чем беспокоиться. Мы во всём в руках Божьих. Вольфганг не станет баловать себя едой и питьём. Он толст и здоров, бодр и счастлив весь день».
Леопольд Моцарт своей жене Анне Марии, Милан, 17 февраля 1770 г.
Иоанн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт – он взял себе титул Амадей по прихоти – любил поесть, был чувственным человеком и совсем не аскетом. Однако он не был ни гурманом, ни тем более обжорой.
Печеночные клецки в говяжьем бульоне.
Курт Пальм В своей книге он расскрывает следующие темы:
Большинство знает, что Моцарт сочинил «Волшебную флейту», но то, что он любил есть фазана и печеночные клецки с квашеной капустой, жареного цыпленка, осетра в соусе из каперсов, телячий язык, голец, перепела и жареные каплуны. Так же известно, что, будучи поэтом, он часто обращался к еде и питью.
Кулинарная книга эпохи барокко воспринималась скорее как источник вдохновения, чем как руководство по кулинарии. Базовые техники, которые передавались от повара к повару по традиции, и так воспринимались как должное.
Таким образом, пользователь кулинарной книги эпохи барокко имел практически полную свободу в подборе ингредиентов и множество возможностей для индивидуальных вариаций. Это также относится и к орфографии, которая во времена Моцарта была гораздо менее ограничена строгими правилами, чем сегодня.
Например, он написал стихотворение «Мадам Муттер! Я люблю есть масло» для своей матери, а на 32-летие своей сестры Наннерль он исполнил рифмованное «Glücks=Wunsch/Beim Punch!» (Удачи/с пуншем!). Моцарт ценил сладкий инжир как десерт. Среди его любимых вин были шампанское и мадера, а также грюнер вельтлинер, который уже тогда был своего рода флагманским австрийским вином.
Курт Пальм (68) живёт в Вене, является писателем и режиссёром. Он рассказывает о жизни и творчестве Моцарта с точки зрения кухни, раскрывая несколько любопытных секретов кулинарных предпочтений великого композитора.
Что Моцарт нашёл неприемлемым в «замороженном» мясе, которое ему подавали в «Staigerische Caffetterie» (сегодня кафе Tomaselli) в Зальцбурге? Правдиво ли утверждение Констанцы Моцарт, что ей приходилось резать мясо мужа, «как ребёнку»? Чем Моцарт стрелял в птиц на горе Мёнхсберг, которых он потом съел? Почему Моцарт попросил отца прислать ему «Зальцбургские языки» в Вену осенью 1782 года? Что ел Моцарт во время своих многочисленных путешествий? Какую роль играют еда и питье в операх Моцарта? Откуда взялась осётр, которого Моцарт съел за несколько месяцев до смерти?
Эти вопросы Курт Пальм рассматривает в своей книге «Вольфганг жирен и в полном здравии», рассматривая привычки Моцарта в еде и питье в соответствующем культурном и историческом контексте. В конце концов, мы хотим знать, сколько стоил килограмм масла или говядины во времена Моцарта и как устрицы, которыми питался Моцарт, доставлялись из Адриатического моря в Вену. Разумеется, книга также содержит многочисленные рецепты времён Моцарта, некоторые из которых были воссозданы и адаптированы автором.
Рядом с домом Моцартов дом Кристиана Андреаса Доплера (29 ноября 1803, Зальцбург — 17 марта 1853, Венеция) — австрийский математик и физик, профессор, первый директор Института физики Венского университета, почётный доктор Пражского университета, член Королевского научного общества Богемии и Венской академии наук.
Наиболее известен своими исследованиями в области акустики и оптики, он первым обосновал зависимость частоты звуковых и световых колебаний, воспринимаемых наблюдателем, от скорости и направления движения источника волн и наблюдателя относительно друг друга. Физический эффект, открытый Доплером, является неотъемлемой частью современных теорий о происхождении Вселенной, таких как теория Большого взрыва и красного смещения.
Он получил применение в астрономии для измерений скоростей движения звёзд вдоль луча зрения (приближения или удаления от наблюдателя) и их вращения вокруг оси, параметров вращения планет, колец Сатурна (что позволило уточнить их структуру), турбулентных потоков в солнечной фотосфере, траекторий спутников, контроля за термоядерными реакциями, а затем и в самых разнообразных областях физики и техники (в прогнозировании погоды, в воздушной навигации и полицейских радарах). Широкое применение эффект Доплера получил в современной медицине — на нём основано множество приборов ультразвуковой диагностики сердечно-сосудистых заболеваний, а так же используется в прогнозировании погоды, в изучении движения звёзд, лежит в основе функционирования радаров и систем навигации.
Фильмы про Моцарта.
Гениальному австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту, обладавшему феноменальным музыкальным слухом и способностью к импровизации, посвящены фильмы:
Моцарт. Кого любят боги / Wen die Götter lieben, 1942, Германия
История Моцарта / The Mozart Story, 1948, Австрия, США
Моцарт и Сальери, 1962, СССР, телепостановка оперы Николая Римского-Корсакова
Маленькие трагедии, 1971, СССР
Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери, 1979, СССР
Моцарт / Mozart, 1982
Амадей / Amadeus, 1984
Нас трое / Noi tre, 1984
Забыть Моцарта / Vergeßt Mozart, 1985
Вольфганг А. Моцарт / Wolfgang A. Mozart, 1991, Австрия
Дебюсси, или Мадемуазель Шу-Шу / La musique de l’amour: Chouchou, 1995
Моцарт – навсегда/For Ever Mozart 1996, комедия / Франция
Mozart!, 1999, Австрия, мюзикл
Гений Моцарта/The Genius of Mozart 2004-..., биографический / Великобритания
Очарованные Моцартом / Mozartballs, 2005, документальный фильм
В поисках Моцарта/In Search of Mozart, 2006, документальный / Великобритания
Моцарт, 2006, Россия
Моцарт — я составил бы славу Мюнхену / Mozart — Ich hätte München Ehre gemacht, 2006
Маленькие трагедии, 2010
Моцарт. Рок-опера / Mozart L’Opera Rock, 2010, мюзикл
Сестра Моцарта/Nannerl, la soeur de Mozart, 2010, драма / Франция
Интерлюдия в Праге/Interlude In Prague 2017, драма / ОАЭ
Маленький Моцарт/ Little Amadeus, 2006, мультсериал
Королевский портной / Sang-eui-won, 2014, драма / Республика Корея, история Моцарта и Сальери эпохи Чосон.
Творожные клецки (Topfenknödel).
Кнедлики, галушки, ньокки, галки, гомбовцы, плавуны, кнедли, салма, кама.
Из муки, риса, манки, картофеля.
Маленькие или не очень кусочки теста, сваренные в воде или в бульоне.
Все это клецки – в переводе с немецкого knödel «комочек».
Топфенпалачинкен, топфенкреме и топфеншмаррен – австрийская кухня может похвастаться множеством изысканных сладостей и десертов. Но всех их объединяет одно: они были бы совсем другими без творога. Этот термин появился ещё в XIII веке.
Принято считать, что изобретатели клецок в Европе – немцы и австрийцы. Но лучше будет сказать, что немцы и австрийцы первыми догадались составлять кулинарные книги и публиковать рецепты своих любимых блюд. А что до самого происхождения блюд, то это дело тёмное и до конца не исследованная. Стоит какому-то рецепту понравится, то уже в следующий раз хозяйка готовит его как свое, собственное и традиционное. А что становится традиционным в одной семье становится традиционным у соседей по дому, по городу, по области и по государству.
Хороший кулинарный опыт распространяется быстро. Так и с клёцками.
Клецки бывают и ингредиентом супов, и гарниром, и самостоятельным блюдом. Популярность клецок объясняется простотой, минимумом компонентов и сытностью. Как это часто бывает, история клецок уходит корнями на кухни бедняков. При минимальных затратах оно кормило всю семью. Через некоторое время, как это опять-таки часто бывает, клецки распробовали другие слои населения и решили, что они весьма вкусны и достойны подаваться даже в роскошных заведениях.
Чешские клецки известны со Средних веков. Правда, именовались они не кнедликами, а бухты. Существовало два вида: из муки – вареные – и из черствого хлеба – обжаренные. Изначально служили пищей для рыцарей, которые отправлялись в долгие походы. Если под рукой не был котелка, варили, не мудрствуя в шлемах. Быстро, просто и сытно. И вперед – на подвиги!
Так же, как и в Германии, в Чехии клецки выступают в качестве гарнира. Сейчас в них добавляют разнообразные специи и пряные травы. Некоторые любят сладкий вариант – с вареньем или с джемом или с начинкой внутри.
Cкрытый текст -
Cкрытый текст -
300 г творога (зернистого или творожной массы куском)
140 г муки (5 ст.л. с горкой)
1 яйцо
2 щепотки соли
1 ст.л. растительного масла для готовых клёцек
Для этих клёцек хорошо подходит зернистый творог или сухая творожная масса куском (у меня из польского магазина Lidl).
К творогу добавить яйцо, соль и муку.
Все перемешать до однородности.
Мукой забивать тесто не нужно, клёцки должны получиться творожные, а не мучные.
Тесто получается очень липким. Попробовать кусочек на вкус, если нужно, немного посолить.
Тесто убрать в холодильник на 30 минут.
К клёцкам на растительном масле обжарить мясо с двух сторон до золотистого цвета, готовое мясо вынуть со сковороды.
На эту же сковороду положить крупно порезанную белокочанную капусту и пожарить ее до золотистого цвета, но чтобы она оставалась хрустящей.
К капусте добавить замороженную зеленую фасоль и крупные дольки помидор. Сверху положить пожаренное мясо и потушить все 5 минут под крышкой. В конце все посолить, поперчить.
Солить и перчить нужно в конце, чтобы мясо оставалось сочным внутри. Овощи не нужно жарить в кашу.
Вскипятить воду, посолить.
Мокрыми руками скатать колбаски и опустить их в воду, немного убавить газ.
Как только все клёцки всплывут, проварить 1 минуту, попробовать.
Клёцки не должны быть очень мягкими как каша, а оставаться внутри плотненькими.
Слить воду как с макарон через крышку. Если немного осталось жидкости на клецках, то не нужно ее высушивать (не до фанатизма).
Добавить 1 ст.л. растительного масла, все перемешать.
Горячие клёцки сразу сервировать с мясом, зеленой фасолью, капустой и помидорами.
Приятного аппетита!
Mozartknödel – кнёдели Моцарта. "Не о музыке, а о еде" - #225, #226, #227
Последний раз редактировалось djuka, 04.10.2025 в 15:26.
|