Показать сообщение отдельно
Старый 21.06.2025, 23:15   #477
Аneta
Редактор
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Аватар для Аneta
Регистрация: 19.08.2012
Адрес: Золотистый остров бисерного Архипелага
Сообщения: 2,410
Репутация: 14454
110 лет картине "Чёрный квадрат"

21 июня 1915 гoдa pуccкий xудoжник-aвaнгapдиcт Кaзимиp Мaлeвич
зaвepшил cвoю caмую извecтную paбoту — «Чёpный квaдpaт»




Понимание смысла некоторых всемирно известных картин, таких как «Черный квадрат» Малевича,
приходит лишь с изучением контекста исторической реальности. Более столетия длятся споры о
художественной ценности полотна. Но чем больше скептики стараются умалить значимость
«черного квадрата» для искусства, тем больший интерес вызывает этот неоднозначный шедевр начала ХХ века.


На этом интерес к творчеству советского художника мог бы завершиться, а за его полотна не платили бы миллионы долларов на аукционах. Если бы существовал только «Черный квадрат» и не было «Красной конницы», «Супрематической композиции» и других его творений. Но тогда «великий самоучка», польский еврей из Киева, переехавший в Москву, не вошел бы в список «советских гениев», опередивших время и давших новую философию в понимании изобразительного искусства. Искусствоведы отводят особую роль этому художнику, сравнивая с гениальными зодчими Ренессанса и родоначальниками модных веяний начала ХХ века. Человек со своеобразным чувством юмора останется непостижимым для дилетантов.


Для ценителей он всегда будет основоположником нового направления в искусстве – супрематизма, где смешаны черты разных течений, таких как кубизм, сюрреализм, экспрессионизм и футуризм. А знаменитую картину он готовил для футуристической выставки «Ноль, Десять» на Марсовом поле.
Казимир Северинович Малевич терпеливо пояснял своим ученикам (и просто любопытствующим), что супрематизм – особая философия в искусстве, она творит, а не повторяет. Действительно, глядя на творения Дали, Малевича или Пикассо, понимаешь, что до такого сложно додуматься или даже найти подобное, чтобы скопировать.

В этом вся ценность подобных полотен. Это невообразимые шедевры, недоступные понимаю обывателя. Их можно рассматривать, изучать предпосылки возникновения подобных направлений в искусстве, но понимание сути – где-то за гранью обыденности. Можно взять холст и масляные краски, изобразить нечто подобное, но на этом все и закончится. Любой шедевр – это сублимация некой философии и эстетики, особого взгляда на окружающую действительность в узких исторических рамках.

Возможно, эти художники представляли адептам массовой культуры некий «стёб», пародию на реальность происходящего в век все общего декаданса или упадничества. Казимир Малевич своим «Черным квадратом» выражал немой протест, не принимая действительность. Он датировал свои «квадраты» 1913-1915 годами, накануне революции и в преддверии Первой мировой войны. Он сам говорил, что эти произведения – «особая азбука», «нуль форм», «полное отсутствие эмоций».


Черный цвет, в его понимании, все цвета одновременно. Так оно и есть с точки зрения законов физики. Черный цвет поглощает все цвета, рожденные лучом света. Это полное отсутствие света или «кромешная тьма». Квадрат для Малевича – «первоформа». С прямоугольника все начинается и на нем замыкается, «зародыш всех возможностей». Говорят, все его геометрические фигуры были выполнены от руки.

Импульсивно написанные полотна, как правило, не имеют повторений, а за 15 лет создал ещё несколько «Чёрных квадратов». Точно неизвестно, сколько их было, но в музеях хранится 4 подобные картины: в Русском музее (каждый раз, бывая в музее, простаивала перед картиной, впитывая энергетику); в Третьяковской галерее (2 работы); в Эрмитаже. Как ни странно, но они разные. На этом настаивают все, кто посчастливилось видеть все версии. Самым сильным по энергетике считается тот, что в «Третьяковке», работа 1915 года. Одна больше по размеру, другая чернее других, третья имеет более выраженный эффект кракелюра (характерный рисунок трещинок). Похоже, что там скрыты еще два других полотна. Это незаконченные работы – в протосупрематическом стиле и еще что-то в духе кубофутуризма.

«Черных квадратов» Казимира Малевича на самом деле несколько. Самое известное полотно, чья подлинность доказана экспертами, было выкуплено с торгов за 1 000 000 долларов. Его цена довольно условная, постольку истинная ценность для искусства намного выше. Такую сумму в 2002 году некий питерский меценат отдал только за то, чтобы всемирно известный шедевр принадлежал народу России. Сегодня некоторые коллекционеры готовы приобрести его за 140 миллионов долларов.

Сам художник называл свои геометрические шедевры «творчеством интуитивного разума. В частной коллекции такое произведение искусства, скорее всего, не нашло бы достойного применения. Оно слишком простое по форме и очень сложное по восприятию. Возможно, мир никогда не узнает, что на самом деле скрывается под слоем 3-х видов черной краски, как показал химический и спектральный анализ. Но все, кому доводилось созерцать это слегка потрескавшееся полотно в Третьяковской галерее (1915г.), отмечали его особую энергетику – затягивает, как космическая черная дыра.
  Ответить с цитированием