Режимы QAAC
Apple AAC имеет свои режимы. Режимы могут вести себя по разному даже в рамках одного кодека, но разных энкодеров (Apple AAC, FDK AAC, FhG AAC, FAAC(winamp), NeroAAC, FFmpeg AAC, Exhale). И даже разные версии одного энкодера могут вести себя по разному. Поэтому надо полагаться на описание каждого режима для каждого энкодера. И читать надо внимательно - потому что один и тот же режим может иметь разные наименования.
Я буду описывать параметры для кодирования озвучки, а не музыки. Хотя и этого коснусь. Глобально существует 2 вида режима - постоянный битрейт(обычно 2 вариант) и переменный(несколько вариантов).
1) CBR - Constant BitRate - постоянный битрейт. Битрейт постоянный +- несколько кбит/с без пиков и просадок. Минус - сильно жрёт битрейт даже для тишины. А для всплесков насыщенности (музыка, много голосов, и так далее) - может не хватать битрейта. Маленький плюс - воспроизведётся даже на старых телевизорах(первом айФоне, на старом DVD проигрывателе с USB). В общем я бы советовал использовать только для каких-нибудь видео записей трансляций концертов для воспроизведения на старых телевизорах по USB на битрейте 192 кбит/с для стерео и 320 кбит/с для 5.1.
Хотя иногда мне попадаются такие говённые исходники аудио(хоть в AC3, хоть в E-AC3) с отрезанными частотами выше 15 кГц и в принципе с плохим сведением, что при конвертировании в AAC CBR 128 кбит/с для стерео будет достаточно. Если же источник с нормальным звуком - CBR надо выставлять в диапазоне как минимум 160-192 кбит/с для стерео.
2) ABR - Average BitRate - средний битрей (переменный). Энкодер пытается соответствовать среднему заданному битрейту, но при этом колебаться в каких-то небольших пределах, чтобы средний битрейт соответствовал заданному в пределах нескольких секунд. По качеству уже лучше чем CBR при том же битрейте.
3) VBR - Variable BitRate - переменный битрейт. Для qaac ещё называется Constrained Variable BitRate (CVBR). Это уже реальный переменный битрейт, но при этом средний битрейт тоже ограниченый. Отличается от ABR тем что может сильнее колебаться и пытается оптимизировать средний битрейт более длинными кусками(до нескольких минут). По качеству ещё лучше чем CBR и ABR при том же битрейте.
4) TVBR - True Variable BitRate. "Настоящий" переменный битрейт. Другой механизм подбора битрейта. В этом режиме выставляется не битрейт, а качество! А битрейт прыгает как ему угодно. Поставив одно и тоже качество для разных аудиосэмплов вы можете получить сильно отличающийся битрейт(и итоговый размер) в 2-3 раза. Натравите на 1-минутный файл с речью - получите размер X, натравите на 1 минутный файл с песней - получите размер 2X.
Минусы этого режима - а) непредсказуемый битрейт(и размер соответственно), особенно на 5.1. б) в этом режиме энкодер если ему кажется что качество задано недостаточно - самостоятельно отрезает частоты даже при выставлении хорошего качества, и все силы кидает на оставшиеся частоты. К сожалению отрезает не только то что выше 20 КГц, но может опуститься и до 16 КГц и до 15 КГц.
В общем если исходник с порезанными частотами до 15 КГц - можно использовать этот режим чтобы ещё сильнее сэкономить размер.
Есть ещё возможность для CBR, ABR, и CVBR использовать AAC-HE (он же AAC LC + SBR). Плюс а) в том что ещё сильней экономит битрейт с помощью некоторых техник, либо улучшает качество при том же битрейте(особенно на низких битрейтах). б) cохраняет частоты выше 20 КГц (если вы слышите эти частоты или вы дельфин - обратите внимание) Минусы в) может не воспроизвестись на некоторых устройствах. Этот минус встречается всё реже и когда-то совсем исчезнет. г) на очень высоких битрейтах качество может немного отличаться от обычного AAC-LC. Но там и смысла нет делать AAC-HE.
QAAC не умеет делать AAC-xHEv1 и AAC-xHEv2. Но они нужны больше для кодирования речи и чтобы потягаться с бесплатным и открытым OPUS.
В общем по моему мнению расклад такой в случае с QAAC:
-2) Будете воспроизводить на даче со старого плеера или старого ТВ по USB - AAC LC CBR (да и видео кодек и контейнер тоже должны быть не современными)
-1) Исходник с частотами выше 20 КГц и Вы дельфин? Или Вы младше 25 годков и у Вас прекрасных слух и дорогая аудиоапаратура - CVBR HE (битрейт сами подбирайте).
1) Стерео для ситкома/блаблабла-жанра/детектива/мыльной оперы/документалки - CVBR 128 кбит/с или TVBR 73. Для видео с каким-то упором на звуковую составляющую - CVBR 160 кбит/с или TVBR 91. Для записи концерта - CVBR 192 кбит/с или TVBR 100-109
2) 5.1 - для ситкома/блаблабла-жанра/детектива/мыльной оперы/документалки - CVBR 224 кбит/с или CVBR HE 192 кбит/с. Для видео с каким-то упором на звуковую составляющую - CVBR 256 кбит/с или CVBR HE 224 кбит/с. Для записи концерта - CVBR 320 кбит/с или CVBR HE 256 кбит/с.
Я в основном использую 3-4 режима:
1)
Encoder file = qaac64.exe
Extentions = m4a
Parametrs = -s -v 128 --ignorelength - -o %d
Format is = lossy
Highest BPS mode supported = 32-bit
Encoder name: = _QAAC cvbr 128 stereo
Bitrate (kbps): = 128
Settings: = cvbr 128
2)
Encoder file = qaac64.exe
Extentions = m4a
Parametrs = -s -v 160 --ignorelength - -o %d
Format is = lossy
Highest BPS mode supported = 32-bit
Encoder name: = _QAAC cvbr 160 stereo
Bitrate (kbps): = 160
Settings: = cvbr 160
3)
Encoder file = qaac64.exe
Extentions = m4a
Parametrs = -s -v 224 --he --ignorelength - -o %d
Format is = lossy
Highest BPS mode supported = 32-bit
Encoder name: = _QAAC cvbr-he 224 5.1
Bitrate (kbps): = 224
Settings: = cvbr-he 224
4) (Update* 2025_04_26) Оказалось что TVBR плохо понимает что делать для 5.1 - для стерео работает хорошо. Поэтому я для стерео часто использую TVBR с качеством q91. Битрейт на выходе плавающий - от 110 до 160 в зависимости от исходника.
Примерно также можно использовать QAAC и в других редакторах(не только в foobar2000). Главное там будет задать правильно Параметры типа таких:
-s -v 160 --ignorelength - -o %d
Почему 5.1 не в 3 раза больше битрейт? потому что кодирование сабвуфера(LFE) занимает 1 кбит/с в среднем(на фильмах майкла бэя - 2 кбит/с). То есть можно принебречь. И если этот 5.1 - не самопальное Г***О сделанное из стерео, то там на каждом канале должно быть меньше шумов и меньше в принципе информации для кодирования в большинстве сцен. Центральный канал может вообще содержать только речь. Боковые - только определённые звуки. Используя CVBR, а тем более CVBR+HE не стоит задирать битрейт - это бессмысленно.
Почему для стерео не использовать HE? В принципе можно - но так как некоторые старые устройства могут не воспроизвести AAC HE и для стерео экономия выходит небольшая - то пока нет большого резона использовать HE для стерео. 10-20 кбит/с не сыграют роли.
Последний раз редактировалось tlya85, 26.04.2025 в 21:07.
|