21 ноября 1694 года в Париже родился французский философ,
просветитель, писатель, историк, публицист Франсуа-Мари Аруэ,
известный под псевдонимом

Будущий философ был сыном чиновника Франсуа Аруэ и дочери секретаря уголовного суда Мари Маргерит Домар. В семье было пятеро детей, младшим из которых являлся Вольтер.
Когда ему было семь лет умерла мать и мальчик остался на попечении у родственников. После окончания иезуитского колледжа по настоянию отца он поступил на учебу в Школу права. Однако, карьера юриста его не привлекала. Молодой человек еще в колледже начал писать стихи и хотел заняться литературным творчеством.
Хорошо относившийся к Вольтеру родственник его матери аббат Шатонеф ввел его в круг аристократов, которые объединялись вокруг главы Ордена мальтийских рыцарей герцога Вандома.
Литературные таланты и знакомство с аристократами сыграло злую шутку с Вальтером. За сатирические стихи в адрес регента Франции герцога Орлеанского и его дочери начинающий писатель попал в Бастилию, где провел почти год.
Через несколько лет уже получивший широкую известность молодой писатель снова попал в неприятную историю. У него произошла стычка с дворянином из рода де Роган, которого он осмеял и пытался вызвать на дуэль. В результате Вольтер снова был заключен в Бастилию, откуда был выпущен через две недели с запретом проживания в Париже.
Следующих три года он жил в Лондоне, где изучал политическую систему, философию, литературу и историю Англии. Вернувшись во Францию под впечатлением увиденного Вольтер опубликовал книгу "Философские письма". Книга была конфискована французскими властями, издатель отправлен в Бастилию, а Вольтер вынужден бежать в Лотарингию, где скрывался у маркизы дю Шатле, с которой прожил пятнадцать лет
Этот период в его жизни был весьма плодотворным. Здесь он написал и издал трагедии "Альзира" (1736 год) и "Магомет" (1742 год), "Трактат о метафизике" (1734 год), "Основы философии Ньютона" (1738 год), а так же большую часть исторического труда "Век Людовика XIV" (1751 год). Здесь же была написана эпическая поэма "Орлеанская девственница", опубликованная только в 1762 году в Женеве.
Но и здесь тихая жизнь закончилась. Из-за своей скандальной поэмы "Светский человек" был вынужден снова бежать в Нидерланды.
В 1745 году Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом французского короля, а в 1746 году был избран в французскую академию наук.
Вскоре он попал в немилость к фаворитке короля маркизы де Помпадур и уехал в Пруссию, где поступил на службу к прусскому королю Фридриху II. Здесь он то же долго не задержался и уехал в Женеву.
Женевский период оказался для Вольтера удачным. Он много сотрудничал с Французской энциклопедией, которую издавал Дидро. В это время он написал и опубликовал большое количество художественных, философских, публицистических произведений, среди которых "Кандид" (1759 год), "Простодушный" (1767 год), "Трактат о веротерпимости" (1763 год), "Карманный философский словарь" (1764 год).
В возрасте восьмидесяти четырех лет в феврале 1778 года Вольтер вернулся во Францию. Его ждал торжественный прием и назначение на должность директора французской Академии. Не смотря на свой возраст он приступил к работе над академическим словарем.
Скончался Вольтер 30 мая в Париже.
Жан Антуан Гудон, Бюст Вольтера
Cкрытый текст -
Гудон, впервые портретировавший 84-летнего Вольтера в Париже с натуры за несколько недель до его смерти в 1778 году, сперва исполнил только голову в мраморе (Анжер, музей Изящных Искусств), а затем переработал портрет, снабдив его париком и костюмом по современной французской моде. Екатерина II, состоявшая в переписке с Вольтером и опечаленная известием о его смерти, в том же году приобрела обе версии – с непокрытой головой (в бронзе, ныне в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина) – и вариант в костюме “a la française” (гипс, местонахождение неизвестно). Из этих двух она решительно предпочитала первый вариант. В соответствии с пожеланием императрицы, Гудон исполнил и третий вариант бюста, снабдив изначальный портрет римской тогой, украшенной оторочкой с изображением лавровых листьев (мрамор, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Все версии бюста имеют одинаковые подпись и дату – 1778 год. По мнению Гильома Шерфа, хранителя скульптуры Лувра, именно этот бронзовый бюст «на античный манер», повторяющий мраморный оригинал в Петербурге, экспонировался на парижском Салоне 1791 года, а гипсовый прототип для обеих версий находится в собрании Герцогского музея г. Гота (Германия).
Антология
• Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку.
• Великие горести оказываются всегда плодом необузданного корыстолюбия.
• Война есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и преступления.
• Постоянная важность является маской посредственности.
• Невежество - мать предубеждения.
• Самолюбие есть надутый воздухом шар, из которого вырываются бури, когда его прокалывают.
• Есть ли что более почтенное, чем старое заблуждение?!
• Любовь и созерцание - это и есть истинное существование духов.
• Этот мир создан, чтобы бесить нас.
• Иллюзия - первая из всех утех.
• Выдать чужой секрет - предательство, выдать свой - глупость.
• Любовь - это природная ткань, расшитая воображением.
• Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет.
• Кто только справедлив, тот чёрств, кто только мудр, тот скучен.
• Двадцать огромных томов никогда не сделают революции; её сделают маленькие брошюрки по двадцать су.
• Счастлив, кто до конца жизни влюблённый в изящные искусства в состоянии пользоваться их плодами: он противостоит несправедливости, успокаивает свою досаду, прощает людям, смеётся над ослеплением и умирающей рукой ещё прикасается к лире.
Из огромного художественного наследия Вольтера наиболее известны "Философские повести", прежде всего "Задиг, или Судьба" (1747), "Кандид, или Оптимизм" (1759), "Простодушный" (1767). Писатель блистательно соединил традиционный литературный жанр, где раскрываются кардинальные вопросы бытия, различные философские доктрины, разработанные в свое время Монтескье и Дж.Свифтом, с пародией на слезливые романы о приключениях несчастных влюбленных. Как писал А.Пушкин, Вольтер наводнил Париж произведениями, в которых "философия заговорила общепонятным и шутливым языком".Современному читателю предоставляется самому оценить насмешливый и стремительный стиль Вольтера, проверить знаменитый тезис писателя: "Все к лучшему в этом лучшем из возможных миров".