Показать сообщение отдельно
Старый 28.10.2024, 09:15   #172
Аneta
Редактор
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Аватар для Аneta
Регистрация: 19.08.2012
Адрес: Золотистый остров бисерного Архипелага
Сообщения: 2,401
Репутация: 14382
28 октября 555 лет со дня рождения Эразма Роттердамского

„Моя родина там, где моя библиотека.“ — Эразм Роттердамский




Портрет Эразма Роттердамского. Ганс Гольбейн Младший

28 октября 2024 года исполняется 555 лет со дня рождения Эразма Роттердамского, великого ученого-гуманиста, писателя-гуманиста и богослова - крупнейшего представителя европейского культурного течения «Северное Возрождение».

Выдающийся ученый получил университетское образование в Сорбонне. Его взгляды сформировались не только под влиянием гуманистической философии немецких и нидерландских мистиков, но и духовных течений. Известный ученый во многом критиковал существующую католическую церковь. Богослов и философ, он отстаивал не только принцип свободы воли, но и явился предвестником протестантизма. Свои антропологические и теологические воззрения он изложил в таких трактатах как «Энхиридион», «О свободе воли» и других произведениях.

Как поэт, он создал 136 стихотворений, которые являются образцом неолатинской литературы. Наиболее известны сатирические сочинения Эразма Роттердамского. Талантливый писатель способствовал возвращению интереса к античному культурному наследию. Он издавал сочинения Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Теренция. Также автор выполнил латинские переводы произведений Еврипида, Ксенофонта, Исократа.

Труды Эразма Роттердамского посвящены также проблеме нравственного воспитания. Он полагал, что это один из определяющих факторов дальнейшей жизни человека. Наиболее известны такие его работы, как «Воспитание христианского государя», «Книга о приличии детских нравов». В русском переложении Епифания Славинецкого работа называется «Гражданство обычаев детских». Он автор трактатов не только по риторике, но и грамматике. Например, такие работы, как «О двойном изобилии слов и предметов», «Язык, или Об употреблении языка на благо и во вред». Наследие Эразма Роттердамского включает обширную переписку с видными деятелями эпохи, такими как Томас Мор, Мартин Лютер.

Творчество Эразма Роттердамского оказало значительное влияние на западноевропейскую культуру. Особенно он повлиял на таких авторов, как Уильям Шекспир, Франсуа Рабле, Мигель де Сервантес, Мишель Монтень. Произведения Эразма Роттердамского предвосхитили культуру эпохи Просвещения.



О чем спорили Эразм Роттердамский и Мартин Лютер?

Эразм Роттердамский и Мартин Лютер — две ключевые фигуры в истории религиозной мысли и
образования в Европе. Оба они оказали значительное влияние на развитие христианства и культуры
своего времени, хотя и представляли собой различные подходы к реформации церкви.

Основные взгляды Эразма Роттердамского.

Эразм Роттердамский был выдающимся гуманистом своего времени, критиком церкви и сторонником реформы изнутри. Он считал, что образование и критическое мышление играют ключевую роль в развитии личности и общества. Эразм выступал против слепого следования догмам и призывал к более осознанной и обдуманной вере. Он был убежден, что церковь нуждается в реформах, но эти изменения должны происходить мирным путем.

Основные взгляды Мартина Лютера

В отличие от Эразма, Мартин Лютер был радикальным реформатором и основоположником протестантизма. Он выступал против продажи индульгенций, критиковал коррупцию в церкви и призывал к возвращению к истинам Священного Писания. Лютер считал, что спасение достигается через веру, а не через дела, и подверг сомнению авторитет папы. Его тезисы и проповеди привели к глубоким изменениям в религиозной жизни Европы и к формированию протестантских церквей.

В чем суть спора?

Эразм Роттердамский утверждал, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, и его спасение зависит от его собственных действий. Он считал, что Бог предоставил человеку свободу воли как дар, и человек должен использовать этот дар для спасения. Он подчеркивал важность разума и моральной ответственности в процессе принятия решений.

Эразм использовал аллегорический метод толкования Священного Писания, чтобы объяснить трудные для понимания места, говорящие о предопределении и отсутствии свободы воли. Он также ссылался на отцов Церкви, подчеркивая, что даже они иногда противоречили друг другу в толковании Писания.

Мартин Лютер в споре с Эразмом Роттердамским утверждал, что после грехопадения человек полностью утратил свободу воли. По мнению Лютера, она подобна вьючному животному, которое не может самостоятельно выбирать своего всадника. Спасение человека полностью зависит от Божьей благодати и предопределения, и человек не может самостоятельно прийти к вере или спасению.

Лютер отвергал попытки человека использовать свой разум и волю для достижения спасения, утверждая, что это ведет лишь к самообману и гордыне. По его мнению, только осознание своей полной зависимости от Бога и признание своей греховности могут привести человека к истинному покаянию и вере.

Дивлюсь, какие звезды мне
При рожденье моем мрачный струили свет,
Моя отрада, Гагуин.
Ведь по праву же всем, что совершаю я,
Созвездья правят вышние;
В первый раз на меня, лишь я увидел свет,
Средь жалоб писка детского
Красноватой звездой грозный Юпитер сам
Взглянул и, неприязненна,
Смех Венера — звезда блеском излила мне.
Меркурий лишь стремительный,
Издалека сверкнув среди блестящих звезд,
Благой, дары навеял мне;
Но завидуя мне, старец с косой, и тот,
Вулкану кто соперник был,
Их лишили меня — хладный и пламенный.
Иль земнородных жребием
Три богини тройной волей командуют?
Досталась мне тягчайшая
Жизни нить. Из богинь, верим, крылатая
Всем на земле ворочает.
  Ответить с цитированием