Показать сообщение отдельно
Старый 09.10.2024, 08:43   #392
Аneta
Редактор
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Аватар для Аneta
Регистрация: 19.08.2012
Адрес: Золотистый остров бисерного Архипелага
Сообщения: 2,407
Репутация: 14427
9 октября 150 лет Николаю Рериху

«Прекрасное ведет нас через все мосты.
Прекрасное открывает наиболее тяжкие затворы.
Прекрасное ткет светоносные крылья и объединяет
души человеческие в их стремлении к единому Свету»


Н.К.Рерих



9 октября 2024 года мировая общественность отмечает 150 лет
со дня рождения Николая Константиновича Рериха.

Н.К. Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Рериха огромно – около пяти тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...
Н.К. Рерих известен миру как защитник культуры и создатель инструмента такой защиты – Пакта Рериха. Он не только заботился о защите уже созданного культурного богатства, но творил и сам величайшие сокровища искусства. Он был провозвестником красоты невиданного размаха. Никогда еще мир не нуждался так в напоминании о красоте и культуре как сейчас, когда человечество обеднело от отсутствия этих основ жизни. Николай Рерих оставил миру наследие, которое может спасти человечество, но как уже было сказано – не сама красота спасет мир, но «осознание красоты спасет»! Великая красота и глубина творчества Рериха беспредельны в своей основе, это целебный рудник животворной воды, который никогда не иссякнет.


«Хоровод многоликих народов»: вот первая особенность евразийского мира, которая оказала нигде не акцентируемое художником, но всюду явственно ощущаемое влияние на его творчество. Примечательно, что в плавильном котле Евразии не появилось наций: стихия всечеловеческого смешения оказалась там сильнее желания национальной обособленности. В евразийском мире родовое выше личного, отношения между людьми первичнее и важнее индивидуумов. Недаром в восточных языках само понятие человеческого выражается в словосочетании «между-человеческое». Слово «между» здесь указывает на смычку, тайную связь противоположных, даже несравненных миров, ведь каждый человек – целая вселенная. И если он, как требует Евразия, распахнут мирозданию, все переживаемое им отдается немолчным эхом в бескрайних пространствах, все видимое и известное хранит в себе бездну неисповедимого.


Отмеченные черты евразийского уклада представлены уже в простейших фактах жизни и географии этого ареала. Житель Евразии есть прежде и превыше всего пустынножитель. Он предстоит суровому безлюдному миру и окружен стражами неизбывной тайны, твердынями святости, знаками вечности. Его жизнь – великое испытание, в котором он, согласно неисповедимому закону жизни духа, черпает столь же великую энергию жизни.


Мастер путешествия или, точнее, проживаемой в себе путешественности пребывает не в мире и не над миром, не в себе и не вне себя, а в ускользающем пределе мира и себя. Он следует, если воспользоваться еще одной классической формулой Востока, Срединному пути. Шаг в ту или другую сторону означает падение в гибельную односторонность. Этот Путь есть круговорот земного и небесного, воображаемого и действительного в каждом моменте жизни. В нем сходятся незапамятное прошлое и неисповедимое будущее, Альфа и Омега мироздания. В нем все оставляют, чтобы все осталось, и достигается предельная насыщенность времени в мгновении протекающей вечности. Три задания устанавливает он для мысли: во-первых, оставить все нарочитое, «слишком человеческое», препятствующее вхождению на небо; во-вторых, (на)следовать несотворенной открытости Неба; в-третьих, возвратиться к истоку про-ис-ходящего.


Образы в картинах Рериха принадлежат одновременно внешнему и внутреннему миру. Точнее, они рождены преломлением внутреннего опыта вовне и, как внешние предметы, призваны направлять взор зрителя в глубину себя самого. Они подчиняются строгим правилам артикуляции духовного «чутья», но сущностно декоративны и в действительности освобождают чувственное восприятие. Отсюда долгие и бесплодные споры критиков о том, считать ли Рериха «идеалистом» или «реалистом», поклонником вечносущих свойств вещей или пророком эфемерности жизни.


С непревзойденной решимостью наследие Рериха утверждает высшее задание евразийского человека: превзойти себя и наполнить своим присутствием мир. Его судьба – анафорическая метанойя, сокровенное само-преображение, возвращающее к первозданной жизни, Такая истина не нуждается в доказательствах, но до нее надо дорасти, нужно быть ее достойным. Долгий путь не просто духовного роста, но улучшения и одухотворения всей субстанции жизни – вот задача человечества, поставленная Рерихом.

Малявин В.В. Февраль 2024


Последний раз редактировалось Аneta, 10.10.2024 в 20:57.
  Ответить с цитированием