Показать сообщение отдельно
Старый 24.08.2024, 20:06   #165
Аneta
Редактор
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Аватар для Аneta
Регистрация: 19.08.2012
Адрес: Золотистый остров бисерного Архипелага
Сообщения: 2,401
Репутация: 14382
24 августа 120 лет Хорхе Борхесу

«Каждый по-своему воображает рай, мне он
с детских лет представляется библиотекой».


Хорхе Луис Борхес


24 августа 2019 года исполняется 120 лет со дня рождения великого аргентинского писателя отца‑основателя латиноамериканского магического реализма Хорхе Луиса Борхеса, полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (исп. Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo). Писатель стал неотъемлемой частью мировой культуры благодаря уникальной способности создавать лабиринтные тексты, которые раскрывают перед читателями бескрайний мир воображения и мысли.

Хорхе Луис Борхес родился в аргентинском Буэнос‑Айресе в семье адвоката и переводчицы. С детства он был окружен книгами и искусством, что сильно повлияло на формирование его литературных интересов. В девять лет писатель впервые опубликовался в газете, когда перевел с английского на испанский «Счастливого принца» Оскара Уайльда.

В 1914 году Борхес отправился в Женеву и получил там степень бакалавра в местном колледже. Позже он путешествовал по материковой части Испании, где присоединился к ультраистскому движению. В Буэнос‑Айрес Борхес вернулся в 1921 году. Заново открыв для себя красоту своего города, он начал писать стихи, восхваляющие его, и в 1923‑м выпустил поэтический том «Страсть к Буэнос‑Айресу».

Затем Борхес перешел к созданию прозы, и в 1935 году издал «Всеобщую историю бесчестия». А в 1938‑м его назначили на ключевой пост в Национальной библиотеке Аргентины, который он занимал девять лет.

Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни, мать, по всей видимости, происходила, из семьи португальских евреев (фамилии ее родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат известным еврейским семьям, выходцам из Португалии). Сам Борхес утверждал, что в нем течет баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. В доме Борхесов говорили по-испански и по-английски. Однако первым языком Хорхе Луиса Борхеса был все же английский. Некоторое время он даже не мог определиться, на каком из двух языков предпочтительней писать. В итоге выбрал испанский.

Через свои произведения Борхес стремился продемонстрировать необычные возможности человеческого разума, его способность строить хрупкие замки в воздухе и отстраняться от реальности. Рассказы писателя обычно содержат неожиданные предпосылки, которые меняют ракурс восприятия общества и позволяют переосмыслить мир.

Борхеса удостоили премии «Форментор» — международной награды, которая присуждается за неопубликованные рукописи. А все потому, что сегодня, спустя 124 года после рождения писателя, его произведения продолжают вызывать восторг и интерес у тех, кто стремится разгадать тайны слова. Его литературные лабиринты остаются вызовом для ума, провоцируя исследовать глубины человеческой мысли и воображения.

При всей ясности прозы Борхеса, отыскать в ней «точку опоры» мира/миров не представляется возможным, вероятно, тому причиной ее инвариантность и изначальное допущение погрешности на несколько градусов. Эти несколько градусов позволяют Борхесу не только творить сюжет, свободно перемещаясь во времени, но и лукаво уклоняться от ответов, лишь комбинируя наиболее интересные из возможных. Причем следует учесть, все вопросы у него оказываются обращенными, прежде всего, к самому себе, ну, или к «другому Борхесу» из другой, «зеркальной» реальности. Насколько корректно в этом случае оценивать Борхеса с философских позиций, ведь Борхес, к примеру, размышляющий о «дурной бесконечности» по Гегелю, сам-то остается писателем?

Знаменитые цитаты

„Иегуда Леон из пермутаций
В исходе многосложных вариаций
Составил Имя, что есть Ключ и Дверь,
И Божество, и Эхо, и Дворец…“


„Мистики уверяют, что в экстазе им является шарообразная зала с огромной круглой книгой, бесконечный корешок которой проходит по стенам; свидетельства сомнительны, речи неясны. Эта сферическая книга есть Бог.“

„Мы судим других по поступкам, а хотим, чтобы нас судили по возможностям.“

„Литература — это управляемое сновидение.“

„Демократия — это злоупотребление статистикой.“

„Одна из философских школ Тлена пришла к отрицанию времени: по ее рассуждению, настоящее неопределенно, будущее же реально лишь как мысль о нем в настоящем.“

„Быть чем-то одним неизбежно означает не быть всем другим, и смутное ощущение этой истины навело людей на мысль о том, что не быть — это больше, чем быть чем-то, что в известном смысле это означает быть всем.“

„Все на свете к чему-то приводит сейчас, именно сейчас. Века проходят за веками, но лишь в настоящем что-то действительно совершается: столько людей в воздухе, на суше и на море, но единственное, что происходит на самом деле, — это происходящее со мной.“

„Сейчас, возможно, нет ни наук ни искусств, зато существует история этих дисциплин. Мне кажется, это изучение по сути своей ошибочно. Потому что если текст хорош, какая разница, написан ли он сегодня утром, или веков двадцать назад, или ещё только будет написан.“

„Оригинал неверен по отношению к переводу. Реальность одна из ипостасей сна.“

„Думаю, вполне логично считать, что мир бесконечен. Те же, кто считает его ограниченным, допускают, что где-нибудь в отдалении коридоры и лестницы, и шестигранники могут по неизвестной причине кончиться, — такое предположение абсурдно. Те, кто воображает его без границ, забывают, что ограничено число возможных книг (символов). Я осмеливаюсь предложить такое решение этой великой проблемы: Библиотека (Вселенная) безгранична и периодична. Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в беспорядке“
  Ответить с цитированием