Показать сообщение отдельно
Старый 07.07.2024, 10:17   #152
Аneta
Редактор
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Аватар для Аneta
Регистрация: 19.08.2012
Адрес: Золотистый остров бисерного Архипелага
Сообщения: 2,402
Репутация: 14385
7 июля 140 лет писателю Лиону Фейхтвангеру

Лион Фейхтвангер. Жизнь и творчество



Лион Фейхтвангер родился в 1884 году в баварской столице Мюнхене – городе, который он любил горькой и страстной любовью. Об этом он впоследствии напишет в романе «Изгнание». Этот город он сделает центральным местом действия своих романов «Успех» и «Семья Опперман». Этому же городу волей истории суждено было стать колыбелью германского фашизма, причем все этапы этого превращения Фейхтвангеру довелось наблюдать собственными глазами. Жизнь будущего писателя начиналась достаточно благополучно. Фейхтвангер происходил из семьи обеспеченного еврейского фабриканта и смог получить разностороннее и глубокое образование, соответствующее многообразию его юношеских увлечений (германистика, философия, антропология и даже астрология). Фейхтвангер учился сначала в Мюнхенском, затем в Берлинском университетах. Кроме нескольких европейских языков в совершенстве владел древнегреческим, латинским, древнееврейским и санскритом. Будущий писатель прочел уйму книг, знал бездну исторических фактов, разобрался во множестве гуманистических учений. В 1907 году он защитил диссертацию, темой которой стало одно из неоконченных произведений Генриха Гейне. Забегая вперед, следует сказать, что после прихода нацистов к власти он как еврей был лишен докторской степени.

Первым серьезным литературным увлечением Фейхтвангера был театр. За свою жизнь он написал немало пьес, причем одну из них незадолго до смерти. Прошли годы, и стало ясно, что как деятель театра и драматург он не оставил глубокий след в искусстве. Кроме того, он написал множество стихов, которые тоже не пережили своего автора. Впрочем, с поэтической манерой Фейхтвангера можно познакомиться в романе «Гойя», по всему тексту которого имеются обширные стихотворные вставки.

Большую часть жизни Фейхтвангер прожил в Мюнхене, но в 1925 году он переселяется в Берлин, который был не только политической, но и культурной столицей Германии. В 1933 году, во время прихода Гитлера к власти, Фейхтвангер находился в США, где презентировал свои книги и читал лекции в американских университетах. Его дом в Берлине был разграблен и конфискован, пропал драгоценный архив писателя и все его рукописи. Творческое наследие писателя огромно: романы, драмы, сборники стихов. Многие его произведения не были переведены на русский язык. Фейхтвангер завоевал у нас известность как автор исторических романов. Им был создан новый тип исторического романа, в котором в описании отдаленной эпохи явственно видны параллели с событиями современности.

Из всех немецких писателей недавнего прошлого Фейхтвангер, пожалуй, является самым плодовитым. Вот перечень основных произведений писателя, переведенных на русский язык: «Еврей Зюсс» (написан в 1922 году, опубликован в 1925), «Безобразная герцогиня» (1925), «Успех» (1930), «Иудейская война» (1932), «Семья Опперман» (1933), «Сыновья» (1935), «Лже-Нерон» (1936), «Москва 1937» (1937), «Изгнание» (1939), «Братья Лаутензак» (1943), «Симона» (1944), «Лисы в винограднике» (1947), «Гойя» (1951), «Мудрость чудака» (1952), «Настанет день» (1954), «Испанская баллада» (в оригинале «Еврейка из Толедо», 1957).

Калихман Г.

Но, конечно, средь испанцев
Были те, что сознавали
Странное противоречье.
Шел в них спор непримиримый
Между разумом и чувством,
Между новым и отжившим, —
Спор болезненный и страстный,
Но порой безрезультатный.

***

По песку чертить он начал.
Вскоре женщина нагая
Получилась. С томным видом
На полу она сидела,
Подогнув колени… Быстро
Гойя стер изображенье
И нарисовал вторую,
Тоже голую, девицу,
Танцевавшую фанданго.
Снова стер. И вот возникла
Женщина с осанкой гордой.
На плече кувшин… Но снова
Обратил ее в песок он.
Карандаш схватил, бумагу,
Набросал портрет четвертый:
Женщины с высоким гребнем,
В черной кружевной мантилье,
Оттенявшей мрамор тела.
Но, внезапно обессилев,
Засопев сердито носом,
Гойя разорвал рисунок.

***

Он сказал ей равнодушно:
«Не тужи. Я позабочусь,
Чтобы ты жила, как прежде».
Пепа вяло улыбнулась:
«Что ж. Спасибо…» Он внезапно
Предложил ей: «Адмирала
Со стены мы снимем. Слышишь!»
«Почему? — спросила Пепа, —
Что — рука коротковата?
Ты не верь. Я пошутила.
Оттого что слишком долго
Пишешь ты портрет Лусии».

***

И она сказала: «Знайте,
В чем-то я ошиблась, Гойя.
Я просила вас портрет мой
Написать по возвращеньи
В город из Эскуриала».
Гойя слушал, удивленный,
Приготовившись к внезапной
Новой дьявольской ловушке.
А она, к нему приблизясь,
Вкрадчиво, проникновенно
Продолжала: «Я ошиблась
И прошу у вас прощенья,
Дон Франсиско!.. Не хочу я,
Не могу я ждать так долго.
Слышите! Или сейчас же
Я пришлю вам приглашенье
Ко двору, или сама я
Возвращусь сюда… Франсиско,
Вы обязаны немедля
Написать меня. Мы с вами
Создадим такое чудо,
Что весь город так и ахнет».




Фото авторское



Франсиско Гойя. «Маха обнаженная»

The Song of Maria - from "Goya or the Hard Way to Enlightenment" Movie (1971)

Последний раз редактировалось Аneta, 19.07.2024 в 12:20.
  Ответить с цитированием