Зритель
 
Форумчанин
Регистрация: 23.03.2011
Сообщения: 1,007
Репутация:  2203 
|
Иерусалим: история за каждым камнем. История, у которой нет конца. Часть 6.
Мусульманский квартал является самым большим по площади и населению кварталом Старого города и занимает его северо-восточную часть. Непосредственно в квартал ведут Дамасские (Шхемские) ворота, Львиные ворота и ворота Ирода, считаются одними из самых красивых. Ворота обращены на север; расположены в стене на северо-западной стороне города, напротив арабского квартала Шейх-Джарах в Восточном Иерусалиме.. Население на 2005 год составляло 22 тыс. чел. Отсюда берёт начало шоссе на Наблус (Шхем), а оттуда — в прошедшие эпохи — на столицу Сирии Дамаск; этим объясняются их современные европейское и ивритское названия.
Что касается арабских названий, Баб аль-Наср означает «Ворота победы», а Баб аль-Амуд — «Ворота колонны». В последнем названии, постоянно находящемся в употреблении начиная, самое раннее, с X века, сохраняется память о детали оформления ворот римской эры (II века н. э.).
Дамасские (Шхемские) ворота расположены между двумя башнями, каждая из которых оснащена навесными бойницами. Они являются центральным входом в мусульманский квартал старого города и на арабский рынок. В отличие от Яффских ворот, ступени к которым поднимаются вверх, ступени к Дамасским воротам спускаются вниз. Ступеньки, располагающиеся амфитеатром, построены в начале XXI века Иерусалимской мэрией. До 1967 года над воротами нависала башенка с амбразурами, однако во время боёв, происходивших в Старом городе и вокруг него во время Шестидневной войны, она была повреждена. В августе 2011 года Израиль восстановил башенку, — включая её бойницу, — опираясь на рисунки начала двадцатого века, когда Иерусалим контролировала Британская империя. Одиннадцать анкеров прикрепляют восстановленную башенку к стене, а четыре каменных бруска совместно формируют верхушку с амбразурами.
Крестоносцы называли их Ворота Св. Стефана (на латыни Porta Sancti Stephani), подчёркивая их близость к месту мученичества Святого Стефана, со времён императрицы Евдокии отмеченного церковью и монастырём. Несколько этапов строительных работ были проведены на воротах в ранний айюбидский период (1183—1192 годы), а также в период правления в Иерусалиме крестоносцев — как в начале XII века, так и позже, в XIII веке. В повествовании 1523 года о визите в Иерусалим еврейского путешественника из Легхорна используется название Баб эль‘Амуд, и отмечается близость ворот к Пещере Цидкиягу.
Нынешние ворота были сооружены в 1537 году султаном Османской империи Сулейманом Великолепным на месте ворот Адриана.
Cкрытый текст -
Ворота являются отдельной архитектурной достопримечательность - это наиболее красивая часть крепости. Сразу за воротами начинается арабский рынок. В основном фрукты - овощи, но полно и ширпотреба. Цены не маленькие. Вообще весь мусульманский квартал Старого города - сплошной рынок и ресторанная зона. Постоянно дежурят группы людей с автоматами. У ворот находится остановка трамвая, так что добираться сюда (не в шабат :) ..достаточно легко. В двухстах метрах арабский автовокзал, что тоже облегчает передвижение. Отсюда можно уехать в Вифлеем и другие города Палестины.

Кто бы мог подумать, что за маленькой зелёной дверкой в стене Старого города скрывается ЭТО!:)
Хлопковая пещера, пещера Седекии, царская пещера, пещера Цидкиягу - это все о ней. Пещера была замурована во времена Сулеймана 1 и обнаружена случайно в 1854 году. Пещера окутана множеством легенд, по одной из них именно в ней были спрятаны храмовые сокровища, которые до сих пор не найдены.
Пещера Седекии (или Карьеры Соломона) — самая большая искусственная пещера в Израиле. В Иерусалиме довольно много подземных резервуаров, но этот намного больше, чем любой другой. Вход находится в нескольких десятках метров от Дамасских ворот. Устье пещеры расположено на скалистом утесе, который служит фундаментом для стены Старого города.
Шахта и сегодня немаленькая, но когда-то была намного больше и тянулась за пределы города вплоть до Садовой могилы. Подземный карьер известняка площадью 9000 квадратных метров раскинулся на 200 метров (650 футов) от входа. Он имеет 100 метров (330 футов) в ширину и углублен на 9 метров от уровня улицы. Считается, что пещера была искусственно создана каменотесами в течение нескольких тысяч лет, но никто не знает точно, сколько ей лет.

Пещера Седекии является самой важной из древних иерусалимских каменоломен. Ее основные слои состоят из камня мелека. При добыче он выглядит ярко-белым. Воздействие солнца делает его сероватым по цвету (подобно итальянскому мрамору) и придает чрезмерную твердость, которая с течением времени становится все крепче. Многие иерусалимские памятники были созданы с использованием этого типа известняка, наиболее известным из них является Храмовая гора.
Сулейман Великолепный (1494–1566), султан Османской империи, около 1540 года замуровал пещеру, для того чтобы враг не мог проникнуть в город из-под земли. Ее закидали камнями.
Последнее документально подтвержденное использование пещеры как каменоломни связано со строительством башни с часами над Яффскими воротами.
Это произошло в начале 20-го века, когда турки построили несколько башен с часами по всему Израилю и главную над входом в Иерусалим. Камни этой башни были добыты в пещере Седекии. Англичане демонтировали постройку в 1920-х годах.
Кроме того, во время британского владения камни добывались из пещеры Седекии и отправлялись в разные страны, для вновь открытых масонских лож.
В самой нижней, внутренней части пещеры есть небольшой источник, просачивающийся через потолок, известный как «Слезы Седекии». Седекия был последним библейским царем Иудеи. Во время его правления Вавилон завоевал Иерусалим, изгнав всех евреев.
Считается, что Седекия попытался скрыться, бежав из Иерусалима в Иерихон через эту пещеру, но был схвачен и доставлен к вавилонскому царю Навуходоносору. У него на глазах убили его собственных сыновей, а затем Седекию ослепили. Таким образом, источник олицетворяет слезы Седекии о завоевании Иерусалима и гибели детей.
Масоны считают, что Соломон был первым и величайшим каменщиком. Они ведут свое происхождение от рабочих, строивших Храм Соломона. Поэтому масоны считают пещеру Седекии подходящим местом для проведения своих тайных религиозных церемоний. В 1868 году при свечах здесь состоялась первая встреча масонов в Османской Палестине. Религиозные масонские церемонии осуществляются в пещере по сей день.
Хотя с момента открытия пещеры прошло более 150 лет, большая часть ее истории до сих пор не раскрыта.
Ворота открыты для пешеходов, въезд автотранспорта в них невозможен. В пятницу утром через эти ворота идет основной поток молящихся мусульман по направлению к Храмовой горе, в пятницу вечером и в субботу днем ворота используются молящимися евреями, идущими к Стене Плача. Кроме того, Дамасские (Шхемские) ворота используются христианскими паломниками и туристами.

Арабский рынок в старом городе.
Часовня Святого Лица (церковь Святой Вероники) – 6 Место, где святая Вероника вытерла лицо Христа своим шёлковым покрывалом.
После войны 1967 года Израиль провёл в Восточном Иерусалиме перепись, во время которой израильские власти зарегистрировали 66 000 палестинских жителей (44 000 проживающих на территории, известной под названием «Восточный Иерусалим» до войны 1967 года, и 22 000 — в зоне Западного берега, присоединённой к Иерусалиму после войны). Тем иерусалимским арабам, которые находились в городе на момент переписи, был предоставлен статус постоянного жителя Израиля. Отсутствовавшие потеряли право проживания в Иерусалиме. В этот момент в Восточном Иерусалиме проживали лишь несколько сот евреев, поскольку большинство из них были изгнаны в 1948 году, во время иорданской оккупации.
Иерусалимским палестинцам разрешено обращаться за израильским гражданством, при условии их соответствия требованиям, предъявляемым при натурализации — таким, как принесение присяги на верность Израилю и отказ от всех остальных гражданств (что многие из них делать отказываются).
К июню 1993 года в Восточном Иерусалиме сформировалось еврейское большинство: среди официально зарегистрированного населения было 155 000 евреев по сравнению со 150 000 палестинцев.
В конце 2005 года 93 % арабского населения Восточного Иерусалима имели статус постоянных жителей, и 5 % — израильское гражданство. В качестве постоянных жителей, население Восточного Иерусалима, не имеющее израильского гражданства, имеет право голосовать на муниципальных выборах и принимать участие в управлении городом. Постоянные жители платят налоги, и, согласно постановлению Верховного суда Израиля 1988 года, населению Восточного Иерусалима гарантировано право на льготы социального обеспечения и государственную медицинскую помощь. С точки зрения международного права, Израиль, как оккупирующая держава не имеет права перемещать своё гражданское население на оккупированную территорию. Тем не менее, с 1967 года Израиль начал в Восточном Иерусалиме строительство новых кварталов, в которые заселялись евреи, граждане Израиля.
В пределах крепостных стен Старого города располагается ряд святых мест ключевой важности: Храмовая гора и её подпорная Западная стена — для иудеев, храм Гроба Господня — для христиан, Кубат-ас-Сахра и мечеть Аль-Акса (на вершине Храмовой горы) — для мусульман. Сама Храмовая гора контролируется исламской организацией ВАКФ (англ. Jerusalem Islamic Waqf). Одной из важных христианских святынь Старого города является Виа Долороза — крестный путь Иисуса Христа — от Львиных ворот Старого города до Голгофы. Путь намечен францисканцами в XIV веке вдоль остатков декумануса — римской дороги II века. Он начинается в Мусульманском квартале и заканчивается в храме Гроба Господня.
Кстати, уличная кухня в Иерусалиме — очень вкусная и качественная. Здесь можно смело покупать все, что пожелает душа, не боясь проблем с желудком. Например, кебаб. В Израиле этим знаменитым блюдом называют баранью котлету с пюре. В качестве быстрого перекуса кебаб подают завернутым в хлебную лепешку с овощами. Из сладкого в Иерусалиме можно попробовать вкуснейшую пахлаву, блины, лепешки и булочки с начинками. В знойный день запить все это непременно нужно лимонадом. Его готовят из сока лимона и специально пюре изо льда, сахара и мяты. Получается хороший освежающий напиток.
Фаляфель (фалафель).

Вариаций фаляфеля много, в каждом регионе свой.
Фалафель - одно из традиционных блюд арабской кухни и Израиля. Аппетитные золотистые шарики из нута. Его едят горячим в кафе и прямо на улице, держа в пите и поливая соусами. При обжаривании фалафеля нут, который сверху, естественным образом превращается в подобие панировки, образуется корочка. Но иногда фалафель специально обваливают в панировке.
Легенда гласит, что впервые его приготовили как замену мясным блюдам во время строгих постов. Была даже старая шутка о том, что причина, по которой ни один израильтянин еще не побывал в космосе, проста: никому еще не удалось поместить фалафель в тюбик, а без него невозможно куда-либо ехать.
Cкрытый текст -
Главная составляющая фалафеля — нут. Есть его можно в сыром виде после длительного замачивания. У нас его также иногда называют "горох шиш" или "бараний горох". У нута насыщенный ореховый вкус и масляная текстура. Горох нут — один из лучших источников белка. Блюда из нута легко усваиваются, поэтому этот горох так ценят в жарких странах.
Фалафель стал универсальной едой: его практически никогда не готовят дома, а покупают в фалафельных, которые стоят на каждом углу. На Востоке их едят чуть ли не каждый день, варьируя подачу и дополнительные соусы, а противники мяса находят в фаляфели его достойную замену.
«Сейчас вокруг истории происхождения фалафеля много легенд, и арабы с евреями постоянно спорят на эту тему. Но известно, что изначально фалафель появился в Египте и делали его из зелёных бобов. Израильтяне переняли это блюдо, но готовили его по-своему — не из бобов, а из нута.
Сейчас уже и большинство арабских стран делает фаляфель из нута, а не из бобов, в том числе и потому, что это более доступно и менее затратно: свежие бобы есть не круглый год и могут расти не везде, а сухой нут доступен всегда, к тому же он дешевле.
В классическом рецепте обязательно присутствует репчатый лук, чеснок, хороший пучок петрушки и специи (кумин, кориандр).
В Сирии, например, к нуту кладут размоченные в воде бобы.
В египетской версии используются конские бобы (fava beans), в ливанский фаляфель вообще могут использоваться разные виды бобовых, в том числе чечевица.
Турецкий вариант - острый фаляфель с соусом чили.
В Турции иногда добавляют булгур и вместо тахина – используют йогурт с чесноком и зеленью. Но в любом случае получается вкусное и питательное блюдо, богатое белком и при этом совершенно вегетарианское и постное.

Греческий фаляфель.

Все остальное - дело вкуса. Готовится фалафель совсем несложно, особенно при наличии хорошего, мощного блендера. Согласно традиции, нут нужно вручную растирать в медном тазу с помощью медного пестика. Но сейчас с этой задачей отлично справляются комбайны и блендеры.
Фаляфель с зеленью и маринованными овощами.

Самый популярный соус к фаляфилю на Ближнем Востоке - это кунжутная паста (тахина) разведенная с водой, лимонным соком, чесноком и подают со свежими и маринованными овощами с питой (лавашом).
Эти милые шарики могут похвастать хорошей текстурой, хрустящей корочкой и ароматной начинкой с пряными нотками специй, которые веками перебирали, для получения идеального сочетания и пропорций. Если подавать их совсем свежими, с ума сойти можно будет.
Разламываете хрустящий шарик, а изнутри идёт пар от нежной начинки ярко-жёлтого цвета.
В Израиле фалафель подаётся на тарелке вместе в хумусом.
В моем личном арсенале есть два рецепта.
На мой вкус, больше нравится этот вариант, но шарики слепить сложнее, масса очень рассыпчатая. Но если вы их все же слепите, правда придется поиграть как в песочнице, то на вкус они более нежные.
Второй вариант легче лепить.
И у него тоже есть свои почитатели. Так что – выбор только за вами.
Cкрытый текст -
250 г нута
1 ст.л. кунжута
2-3 стебля зеленого лука
2 ч.л. сока лимона
оливковое масло
Смесь сухой приправы:
1/4 ч.л. кумина
1/2 ч.л. кориандра
1/2 ч.л. чили
1/4 ч.л. тмина
3 – 4 горошка черного переца
3 – 4 семени аниса
1/2 ч.л. карри
1/4 ч.л. кардомона
Высушенный нут может храниться вечно! Но замоченный в воде и приготовленный следует съесть за пару дней.
Замочите нут (250 г) в холодной воде (чтобы она на 2-3 см накрывала его) в соответствии с рекомендацией на упаковке. Чаще всего это от 6 до 12 часов. Если замочить на ночь — будет идеально.
Перекладывайте нут небольшими порциями в чашу блендера и пульсирующими подходами превратите его в пасту. Выкладывайте в отдельную чашку и повторяйте с оставшимся нутом.
В ступке растолките обжаренный кунжут (1 ст.л.) с парой капель оливкового масла. Получится паста — тахина.
Мелко порубите 2-3 стебелька зелёного лука.
Измельчите в ступке кориандр, кумин, тмин, чили, черный перец, анис.
Добавить к ним карри и кардамона.
Последним этапом перемолите в блендере растертый в пасту кунжут, смесь сухих приправ и порезанный зелёный лук. Вообще этот набор трав наиболее характерный для фалафели и её оригинального вкуса. Если чего-то у вас нет (хотя сейчас всё продаётся в пакетиках) просто не добавляйте. Попробуете в первый раз, и решите, каких специй вам не хватало.
Соедините всё в чашке, добавьте сок лимона.
Хорошо всё перемешайте до однородности. Масса будет казаться рассыпчатой, но не пугайтесь.
Скатайте шарики размером с грецкий орех. Хорошо утрамбовывайте их в ладони, тогда они будут прилично крепкие.
Нагрейте растительное масло в сотейнике или кастрюле. Чтобы много не тратить, я наливаю половину высоты шариков, этого будет достаточно. Когда масло достаточно нагреется (капля воды будет шипеть) окунайте шарики по несколько штук, так, чтобы вам было удобно их переворачивать.
Обжаривайте шарики до золотистой корочки со всех сторон. Затем перекладывайте на бумажное полотенце, чтобы немного убрать масло.
Подавайте с каким-нибудь соусом — хумусом или на йогурте.
Хумус можно сделать самим или взять уже готовый.
Приятного аппетита!
Cкрытый текст -
|