Показать сообщение отдельно
Старый 27.09.2023, 09:41   #317
Аneta
Редактор
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Аватар для Аneta
Регистрация: 19.08.2012
Адрес: Золотистый остров бисерного Архипелага
Сообщения: 2,429
Репутация: 14630
26 сентября 125 лет со дня рождения Джорджа Гершвина

Ария Summer time из оперы «Порги и Бесс»,
пожалуй, самое известное произведение Гершвина,
звучало и в классической, и в джазовой, и даже
в рок-обработке. А между тем у Гершвина даже
не было музыкального образования.


Джордж Гершвин - король американской музыки ХХ века, сын эмигрантов из России, взорвавший традиции классической оперы, раздвинувший границы ее возможностей, одарив ее живым дыханием и беспокойным пульсом сегодняшнего дня. Его произведения вошли в репертуар Фреда Астера и Эллы Фицджеральд, Джесси Норманн и Дженис Джоплин, Луи Армстронга и Фрэнка Синатры.

Джордж Гершвин (англ. George Gershwin) родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йорке, (умер 11 июля 1937 г.).  В 12 лет он стал самостоятельно учиться играть на фортепиано, сам постиг искусство сочинения музыки. Его тяготила собственная малообразованность. Однажды он даже решил взять пару уроков композиции у Мориса Равеля, но тот отказался и в свою очередь спросил Гершвина, сколько бы он взял за то, чтобы учить Равеля.

Профессионально музыкой он начал заниматься с 1914 года, работая аккомпаниатором в музыкальном издательстве, а также подрабатывая пианистом в ресторанах. Первое авторское произведение Гершвина — When You Want ’Em, You Can’t Get ’Em — вышло в 1916 году и привлекло внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссеров.


В последующие годы вышло немало произведений Гершвина, которые звучали во многих бродвейских постановках. Но особая популярность и слава великого композитора пришла к нему после «Голубой рапсодии» (1924), в которой он блестяще соединил джаз и классику. С этим произведением связано также имя Пола Уайтмена, «короля джаза». Именно он предложил Гершвину симфонизировать джаз, но тот к идее отнесся весьма скептически. Каково же было удивление композитора, когда в газетах он прочитал, что ровно через месяц состоится концерт Уайтмена и его оркестра, для которого Гершвин напишет экспериментальное произведение. Посмотреть на премьеру пришли такие композиторы, как Леопольд Годовский, Сергей Рахманинов, Фриц Крейслер, Леопольд Стоковский, Игорь Стравинский, Эрнст Блох. И даже такая искушенная публика приняла произведение с восторгом.


Потом каждое новое произведение Гершвина становилось его триумфом, каждому новому эксперименту рукоплескали.


"Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг тарелки с горячим супом, дожидаясь, пока он остынет, чтобы полакомиться всласть и при этом не обжечь себе язык… Леди Джаз, в украшениях интригующих, увлекающих ритмов, очаровала весь мир… Но несмотря на все ее путешествия и стремительно растущую популярность, ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как почетную гостью в высший свет музыкального общества… Это чудо удалось совершить Джорджу Гершвину. Он смело одел эту безмерно независимую и современную молодую леди в классические одеяния концерта. И при этом не отнял у нее ни капли ее очарования", — писал о музыке Гершвина Вальтер Дамрош..

На следующий день после смерти Джорджа Гершвина по радио выступил выдающийся композитор Арнольд Шёнберг, изобретатель додекафонии и один из главных новаторов в музыке XX века:

«Джордж Гершвин был одним из редких музыкантов, для которых музыка не сводилась к вопросу о больших или меньших способностях. Музыка была для него воздухом, которым он дышал, пищей, которая его насыщала, напитком, который освежал. Музыка была тем, что он чувствовал, чувством, которое его наполняло. Первозданность такого рода дана только великим и, без сомнения, он был великим композитором. То, что он совершил, — это вклад не только в американскую музыку, но и в музыку всего мира.»
  Ответить с цитированием