Стрит-ар Искусство или вандализм?
Граффити, постеры, муралы, теги, рисунки на асфальте и даже скульптуры — все это стрит-арт, искусство урбанистических пространств. От наскальных рисунков наших предков до настенных объявлений Древней Греции и Рима и к нашим дням — надписи и рисунки на стенах городов и селений сопровождают человеческую цивилизацию. Многим из нас граффити в метро, подземных переходах и на железнодорожных эстакадах кажутся варварством и хулиганством. Но так ли это? По мнению сторонников стрит-арта, искусство, спрятанное в галереях, музеях и частных коллекциях, недоступно большинству людей. Вот почему уличные художники выступают за демократичность искусства и его всеобщую доступность вне сферы законодательной системы, а также общепринятых понятий о частной собственности.
Эфемерность и недолговечность художественных проектов стрит-арта — одна из центральных идей этого вида искусства. В любой момент единственный в своем роде «экспонат» может исчезнуть без следа, его могут закрасить — как дворники по указке властей, так и другие художники. Главный инструмент райтера — баллончик с аэрозольной краской и точное представление о том, что хочется нарисовать, потому что сделать это зачастую надо очень быстро. Во многих странах за порчу городского имущества полагаются немалые штрафы, поэтому райтеры стараются замаскировать свою деятельность под ремонтные или строительные работы, киносъемку и прочий неприметный «движ».
Пустые стены - это преступление
Бэнкси
2000-е
Считается, что движение уличных художников родилось на рубеже 1970-х на территории США. Однако за пару десятилетий до этого, во время Второй мировой, в американском Детройте жил некий Килрой (Kilroy) — человек, который, как предполагают, работал на оружейном заводе и очень любил оставить надпись «Kilroy was here» (здесь был Килрой) на ящике с произведенными бомбами. Эта надпись быстро стала популярна среди солдат, ее дополнили простеньким рисунком, и с тех пор «Килрой» стал путешествовать вместе с американскими солдатами.

Еще одна версия появления Килроя — деятельность инспектора верфи Бостона по имени Джеймс Килрой, который делал эту надпись на кораблях после проверки. Некоторые утверждают, что персонаж появился в Англии еще в 1937 году, некоторые — что его придумали австралийские солдаты еще во времена Первой мировой.
В 1960-х годах надписи на стенах заполонили Филадельфию, а десять лет спустя прочно оккупировали улицы Нью-Йорка. Первыми проявлениями живописи стрит-арта стали «теги» — своеобразные метки, содержащие имя или псевдоним автора. Теги стали своеобразным способом обозначить свою индивидуальность, провозгласить сам факт собственного существования — ну и самоутвердиться, конечно. Если твое имя кричит с каждого угла — ты кое-что значишь! Дотянись до невозможной высоты, нарисуй свой личный знак в неожиданном месте, рискуй — и станешь знаменитым. Через некоторое время к имени добавился номер улицы, где проживал райтер. Особенно прославился один из пионеров теггинга — нью-йоркский курьер Таки, который рисовал свой ник — TAKI 183 — на стенах при каждой возможности. О нем написали, его стали копировать — и вскоре стены города запестрели никнеймами. Впрочем, рисование тегов считалось, скорее, вандализмом, нежели искусством. Идея о том, что можно завоевать известность, демонстрируя свое присутствие в общественных местах, к культуре никак не относилась — и не относится.

Стрит-арт прочно вошел в молодежную субкультуру. Стремление изобразить свое послание на как можно более сложной для доступа поверхности создавало впечатление о небывалой «крутизне» автора, добавляя ему очков в общественном мнении. Одно из самых известных граффити в «диком стиле» — с яркими цветами, округлыми линиями и теневыми эффектами трехмерности — было создано художниками TRAP, DEZ и DAZE в 1982 году. Этот объект стрит-арта появился на вагоне нью-йоркского метро и вызвал большую шумиху в прессе. Метро регулярно подвергалось набегам райтеров, которые «преображали» целые поезда. Городские власти выразили яростный протест против порчи общественного имущества и объявили стрит-арту войну. Полиция охотилась за художниками и арестовывала их, а метрополитен один за другим очищал поезда от граффити.

«Стена — это очень сильное оружие. Это одна из самых отвратительных вещей, которыми ты можешь кого-то ударить» — так считает Бэнкси, один из самых легендарных художников стрит-арта. Имя Бэнкси окружает ореол анонимности и тайны; многие считают, что за псевдонимом скрывается музыкант Роберт Дель Ная, участник музыкальной группы Massive Attack. Неподражаемость этого мастера стрит-арта — в тонком юморе, приправленном сардоническим остроумием, которые заставляют зрителей задуматься о серьезности его художественных заявлений на темы политики, гуманности, беженцев и расовых предрассудков. Бэнкси «хорошо бегает» и «умно выбирает точку» — иными словами, хорошо продумывает свои действия перед вылазкой. Художник предпочитает работать в трафаретной технике — это гарантированная скорость нанесения рисунка и возможность уйти быстро и незаметно.
Ярость (Метатель цветов)
Бэнкси
2005
Кристиан Геми (Christian Guémy), известный всему миру как С215, «выставляет» свои работы на стенах домов неблагополучных районов городов. Геми использует кропотливую технику трафаретов. Его стрит-арт близок к живописи в ее классическом понимании, его работы — это мельчайшая проработка деталей, полутонов и полутеней. Искусство Кристиана Геми — социально, но здесь нет жесткой критики, протеста или призыва к действию. Художник говорит, что он отнюдь не акционист — скорее, мастер портрета, то есть частного, личного изображения своих героев.

Как-то меня Guerilla Knitting или Yarn bombing - партизанское вязание - всегда особенно радует. Я не воспринимаю его как загрязнение окружающей среды в отличие от маркетинга с бумажками, которыми заклеивают столбы на улицах и фасады домов. Guerilla Knitting всегда приветливое и радует глаз.
Это дерево как бы ни одной довольно известной американской художницы - Магды Сейедж. Группа людей под руководством Магды была первой такого рода - Knitta Please и созадют своё искусство с 2005 года. Их называют прародителями вязанного графити - Yarn bombing. Очень советую заглянуть на страничку Магды.