Чем удивлял советских граждан автопром СССР: Модели, которые и в наши дни впечатляют
Автобусы и троллейбусы — самый привычный и демократичный вид общественного транспорта. Автобусы бегают по городам и загородным трассам, перевозя людей из одного пункта в другой. В СССР, как и сегодня, таких машину было очень много. Существовали самые разные модели, среди которых можно было настоящие шедевры автостроения. Тем не менее, воспользоваться ими удалось не каждому — они мелькнули, словно комета, да так, что многие люди даже не успели их запомнить. Читайте в материале, какие невероятные автобусы существовали в Советском Союзе и чем экспериментальные модели удивляли людей.
Двухэтажный ЯТБ-3 – хотим, как в Лондоне

Двухэтажное транспортное средство не прижилось в СССР.
Советским конструкторам не давали покоя стильные двухэтажные троллейбусы, бегающие по столице Великобритании. Очень хотелось создать двухэтажную модель, которая дала бы фору англичанам. Кстати, английские конструкторы поделились прототипом AEC-664T, на основе которого на Ярославском заводе был сделан ЯТБ-3. Он внешне походил на английского собрата. Но, к сожалению, не был таким же качественным и удобным. Советский троллейбус медленно набирал скорость и также медленно тормозил, это происходило из-за того, что кузов был очень тяжёлым. Он весил на две тонны больше, чем кузов английского «работяги».
Винтовая лестница была неудобной. На второй этаж было непросто забраться, а если хотелось выйти на нужной остановке, то спуститься следовало заранее. Также огорчали низкие потолки. Если пассажир имел большой рост, то ехать ему приходилось в полусогнутом состоянии. Ну и самое неприятное — высокий троллейбус был неустойчивым. К счастью, несчастных случаев зарегистрировано не было. Такие модели хотели перевести под контактную сеть, но это не удалось сделать повсеместно из-за слишком большого «роста» двухэтажных гигантов. ЯТБ-3 был низкопольной моделью, имел широкую и низкую площадку, а ступенек не было вовсе. Пассажиром такие новшества очень нравились.
Всего в машине было 74 места для сидения, а скорость движения составляла 55 километров в час. ЯТБ-3 появился в Москве, и был встречен с восторгом, но ликование быстро утихло. Люди всё реже и реже садились в такой медленный троллейбус. Производство было законсервировано.
НАМИ-0159 – водителю не место на первом этаже
Модель НАМИ-0159: водитель на втором этаже.
Ещё один экспериментальный вариант — автобус НАМИ-0159. Он был выпущен в 1974 году. В этой модели водитель сидел на втором этаже. Это было удобно: пассажиры получали больше места, а водитель — большой обзор. Однако перенести систему управления на второй этаж оказалось не так просто, потому НАМИ-0159 выпускать массово не стали. Кстати, автобус был разработан в НИИ «Нами», потому использовался в основном для обслуживания лаборантов этого института. Это продолжалось недолго, автобусы были были сняты с производства.
Немного о технических характеристиках: НАМИ имел газотурбинный двигатель, что обеспечивало существенное (в два раза) увеличение мощности. В СССР такой мотор установили на машину впервые. Ещё одна отличительная особенность: двухступенчатая автогидравлическая коробка передач и специально разработанные шины, позволяющее набирать скорость более 150 километров в час. И, что несомненно порадовало бы автолюбителей и сегодня, для управления использовались всего две педали — тормоз и газ.