Показать сообщение отдельно
Старый 15.04.2017, 12:20  
sofia711
Рецензент
Медаль пользователю форума.
ЗОЛОТОМедаль автору.
ЗОЛОТО
Форумчанин
 
Аватар для sofia711
 
Регистрация: 03.03.2015
Сообщения: 887
Репутация: 688


Все же каким-то неуловимым очарованием неподдельной духовности проникнуто кино советской эпохи – может потому, что те, кто соприкасался с киноискусством в то далекое уже время, искренне верили в то, что переносили на экраны для своих зрителей, и не было в этом второго дна или скрытого подтекста. Экранизация повести Виля Липатова «Еще до войны» тому идеальный пример – просто замечательная литературная основа в честном, «от души», киноисполнении.

Шел 1939 год, это было время, когда жизнь в деревне была простой и понятной, когда труд был в удовольствие, и так же в удовольствие был отдых – всем вместе, всей деревней. Люди вообще держались вместе, деля все радости и печали на всех – и от этого жизнь была наполнена ощущением поддержки и уверенностью в завтрашнем дне. Какая же пронзительная гармония отношений звучит в этом неспешном повествовании, какая сильная и безусловная любовь к своей земле…

В тихой, благополучной своей довоенной жизнью деревне Улым случаются два события, заслужившие пристальное внимание всего местного населения. На родную землю возвращается со службы бравый солдат, командир Красной армии Анатолий Трифонов – причина грез всех местных девиц на выданье, а на пароме из далекого Города прибывает юная Рая Колотовкина, горожанка до мозга костей, будущая «инженерша», желающая познакомиться с семьей своего дяди после смерти отца. Появление девушки нестандартной внешности и незаурядных взглядов изрядно напрягает мысли всех потенциальных невест деревни – кто же не заметит, какие искры пробегают между этими двумя, накаляя атмосферу вокруг...

Так рождается почти шекспировская пара Ромео и Джульетты эпохи предвоенного Союза. И, как и в классическом оригинале, перед влюбленными встают непреодолимые препятствия… Были ли эти препятствия действительно непреодолимыми? На современный взгляд - нет. Но то было другое время, и то были другие люди.

Атмосфера предвоенной деревни передана тонко, фактически филигранно, перед глазами встает мирная, неспешная, душевно абсолютно гармоничная жизнь простых людей, с их заботами и маленькими радостями. За каждым образом, даже эпизодическим, стоит столько искренности и мастерства, что не ощутить своей сопричастности к этому миру просто невозможно. Элементы быта того времени, семейных традиций, особенности произношения – все это создает ощущение некоей документальности, полного соответствия реальности той эпохи, и режиссеру за это, безусловно, надо отдать должное уважение.

Мы не увидим в фильме этой жестокой, разрушающей все на своем пути без разбору грядущей войны, но ее предчувствие, почти физическое ощущение неизбежно наступающей на людей беды возникает с первых же кадров киноленты и не отпускает до последнего эпизода. До самого последнего, когда голос за кадром произнесет страшную по сути фразу-послесловие из повести:

«Всего два года оставалось до самой большой и жестокой войны в истории человечества, после которой от их сегодняшнего счастья ничего не останется: падет смертью храбрых младший командир Анатолий Трифонов, потеряет левую руку Граня – медсестра саперного батальона, утратит дядю и двух братьев Рая Колотовкина, а деревня Улым превратится в поселок с леспромхозом и сплавконторой»…

И как же становится грустно и до слез жалко этих людей, которые недожили и недолюбили, хотя так этого заслуживали. А еще в душе появилась пронзительная ностальгия по такой мирной и доброй, простой, но гармоничной и сердечной жизни той эпохи, которую я не знала…
  Ответить с цитированием