Олюшка, приветик! Я сделала главное - разобрала фотографии и теперь могу потихоньку начать рассказывать.
Сегодня немного из самого "сердца" Праги :
Сердцем Старого Места является Староместская площадь, от которой в разные стороны расходятся узкие средневековые улочки, сохранившиеся до наших дней в почти первозданном виде.
Староместская площадь привлекает не только хорошо сохранившимися старинными зданиями и памятниками средневекового искусства, но и красотой, над которой не властно время. Во всей Праге нет другого столь же уютного и изысканного места, обладающего необъяснимым очарованием. Причину этого очарования видят не только в возрасте — Староместская площадь появилась намного раньше всех остальных пражских площадей, но и в том, что в ней одной присутствует неповторимое волшебство, навевающее ассоциации с прекрасными рождественскими сказками.
Площадь окружена зданиями Староместской ратуши, ныне превращенной в музей. Ратуша была построена после того, как в 1338 г. горожане добились от короля Яна Люксембургского права на самоуправление.
Ратуша строилась постепенно, по мере того как городская администрация покупала или получала в дар расположенные на площади дома — дом меховщика Микша, дом "У петуха", дом Волфлина, дом "У минуты". Сразу после того как была основана ратуша, началось возведение башни.
В настоящее время Староместская ратуша — одно из самых привлекательных для туристов мест в Праге. С ней связаны наиболее значительные события чешской истории, но главное, что обязательно хотят увидеть гости города — это часы. Староместские куранты до сих пор поражают сложностью конструкции и удивительной красотой, а в те годы, когда они были созданы, посмотреть на них приезжали со всей Европы.
Староместский магистрат решил установить на башне часы в начале XV в. Это решение было вызвано тем, что торговавшим на площади людям было необходимо точно знать время, чтобы не опаздывать в церковь к мессе. Однако магистрат решил заказать не простые часы, а настоящий символ привилегированного положения и богатства Праги, который будет вызывать зависть и восхищение приезжих.
Для конструирования часов призвали лучшего на тот момент часовщика Чехии — мастера Микулаша из Кадании. Кроме него, в работе над созданием часов участвовал астроном Карлова университета Ян Шиндель. Куранты начали работать в 1410 г.
Реконструировал часы на Староместской ратуше в 1490 г. ученый магистр Гануш, и его мастерство не только прославило магистра на всю Прагу, но и вызвало искреннее восхищение приезжих из крупнейших европейских столиц. Мастер Гануш, кроме того, создал большинство скульптурных украшений пражских курантов. Ему оказывали почести не только ученые, но и первые лица города, гордившиеся тем, что нигде нет таких часов, как в Праге.
Существует легенда о трагической судьбе мастера Гануша, который, казалось, мог безбедно прожить всю оставшуюся жизнь, полагаясь на благодарность глав города.
По преданию, приматору (главе города), пришла в голову мысль, что магистр Гануш, известный многим благодаря своему таланту, может сделать часы и в другом городе, и, возможно, они будут даже лучше Староместских. Этого ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы не поколебать бы славу Праги и не нанести болезненный удар по тщеславию первых лиц города.
Однажды ночью к магистру явились неизвестные люди в масках. Они тихо прокрались в комнату Гануша, отворив двери своим ключом, схватили и ослепили его, а один из них сказал, уходя: "Теперь уж ты не сделаешь других часов!".
Магистр Гануш выжил, но работать больше не смог. Долгими часами он просиживал в углу своей мастерской и с горечью думал о благодарности, которой ему отплатили за его работу. Вся Прага с ужасом обсуждала страшное злодеяние, однако негодяев так и не схватили.
Ослепленный Гануш быстро состарился, его больше не узнавали на улицах, а приматор и городские советники отворачивались при встрече. Когда магистр почувствовал, что умирает, он попросил своего ученика отвести его к ратуше, поднялся в нее и под предлогом, что собирается проверить механизм, сумел испортить часы и они остановились. Вскоре после этого Гануш умер, а часы еще долгие годы стояли и никто не мог их починить. Так мастер напоследок отомстил за свою слепоту неблагодарному городу.
Вопреки романтической средневековой легенде мастер Гануш не был так жестоко наказан за свою работу. Сведений о том, что он являлся магистром университета, нет, известно только, что он был родом из Градца Кралова, а лучшей его работой стали Староместские куранты.
Часы, которые чехи называют просто Орлой, что означает «куранты», являются не просто деталью ратуши, они представляют собой целый комплекс скульптурных элементов, органически сливающихся с архитектурой здания. Прежде всего это собственно часы — круглый циферблат с двадцатью четырьмя делениями, на котором, помимо цифр, начерчены круги, линии и другие знаки, на первый взгляд совершенно непонятные. Под часовым циферблатом расположен второй, с символическими обозначениями двенадцати зодиакальных созвездий. Каждый день круг с созвездиями поворачивается на один зубчик и в течение года каждая картина оказывается наверху. Над часами находятся две небольшие дверцы, украшенные звездами.
По бокам часы ограничены пилястрами, украшенными рельефным каменным орнаментом и небольшими статуями, которые изображают Смерть, турка, скрягу с кошельком, святых и др. Венчает все изящно изогнутая крыша, выступающая из стены и опирающаяся на пилястры. Фигурок апостолов изначально не было, их установили гораздо позже, в XVII в.
В XIX в. Орлой отремонтировали и установили новую календарную доску, написанную чешским художником Йозефом Манесом. Сейчас часы украшает копия работы Манеса, оригинал хранится в музее Праги.
Каждый раз во время боя часов разворачивается настоящее представление, которого с нетерпением ожидают сотни туристов с разных концов света. Фигура Смерти в виде скелета в нижнем окошке ударяет в колокол, отбивая время, дверцы над циферблатом открываются и из одного из них медленно выходят фигурки двенадцати святых апостолов, которые двигаются к другому, описывая полукруг. За фигурками следует сам Христос. Каменные апостолы не просто проходят мимо, они поворачивают голову к наблюдающим за ними людям и снова скрываются за дверцей. Фигура Смерти переворачивает песочные часы и кивает фигуре турка, в ответ тот отрицательно качает головой. В это же время фигурка человека, символизирующая скупость, встряхивает кошелек, а изображающая транжиру — смотрится в зеркало.
Нетрудно представить, какое впечатление Староместские часы производили в эпоху, не знавшую никаких технических достижений. Для простых людей они были почти чудом, для тех, кто интересовался физикой и астрономией — прекрасным инструментом для определения положения Солнца, Луны и созвездий, времени захода и восхода солнца текущим днем.
И ещё одно удивительное здание, которое располагается по соседству
дом "У минуты", декор стен которого выполнен в технике сграффито. Существует версия, что дом когда-то принадлежал предкам голландца Минуита, купившего в свое время у индейцев остров Манхэттен. Дом был выстроен в готическом стиле в XV в., однако позже его фасад был перестроен в стиле ренессанс. Известно, что "У минуты" — один из многих домов в Праге, где жил Франц Кафка.