Показать сообщение отдельно
Старый 06.10.2015, 00:37   #299
inek
Главный Кинооператор
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Гуру Форума
Аватар для inek
Регистрация: 29.02.2008
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщения: 2,951
Репутация: 1668
Про Бонапарта, Клодта, коней, количества яиц, непьющих ленинградцев и т.д...

Чтоб еще один день не канул в Лету впустую, порылась в интернете. Начинаем.
Четыре непьющих ленинградца.
Почему?
Потому что им некогда пить - они коней на мосту держат.
Еще на алкогольную тему.
На одном из гранитных кубов, служащих пьедесталами для клодтовских коней: «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году», породили соответствующий фольклор, пикантная фривольность которого с лихвой уравновешивается добродушной незлобивостью собственно фольклорных текстов.

Вот анекдот, напрямую пародирующий двусмысленность бронзовых слов:
Стоит на Аничковом мосту мужик и справляет малую нужду. Подходит милиционер и вежливо начинает стыдить мужика:
- Как же это, гражданин… В центре города… На таком месте… Небось питерский рабочий…
- Рабочий, рабочий… - нетерпеливо отмахивается мужик. - Не видишь, что написано: «отливал барон Клодт». Как барону, так можно, а рабочему так нет?!

Однако, есть исторический факт, связанный с отливкой скульптур на мосту и алкоголем,пусть и легким.
Химический анализ формовочного материала доставленных на реставрацию 2000 года скульптур коней с Аничкова моста подтвердил имеющиеся у историков сведения о том, что при отливке автор фигур скульптор Клодт использовал обычное темное пиво.

Далее про количество яиц.
Если исходить из количества скульптур - то 16, но до революции 17 года, мост звали "мостом 18 яиц" - потому как на мосту дежурил городовой. Ныне на мосту нет поста полиции, значит два - отпадают.
Но. Один из коней - мерин. То есть кастрированный, значит яиц у него нет. Значит 14?
И у мерина этого, ну все уже знают, благодаря интернету, в паху портрет - то ли Наполеона, то ли любовника жены Клодта. Сия тайна мне неизвестна.
Не надо гневить мастера. Никто не знает, что у него в голове. И каким способом он может отомстить.

В Петербурге умеют смеяться, с чувством юмора у нас все в порядке, и раньше умели.
Еще в середине XIX века, в период всеобщего восхищения клодтовскими шедеврами, в Петербурге из уст в уста передавались рифмованные строки, будто бы появившиеся на крупе одного из коней:
Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье все Европы
Он выставил четыре голых ж…
Николай узнал об этой выходке из полицейского рапорта, на котором будто бы размашисто вывел экспромт собственного сочинения:
Сыскать мне сейчас же пятую ж…
И расписать на ней Европу.

Достойное место занимает Аничков мост и в современном городском фольклоре. Среди "Клевейших пипловских телег и фень, собранных С. М. Печкиным в 1988-1992 годах", есть розыгрыш, связанный с Аничковым мостом:
"Мужик, мужик, что ты стоишь, давай скорей. С Аничкова моста кони убежали. Все скидываются: три рубля на поимку и пять - за телегу".
Тему рвущихся с пьедесталов коней продолжают современные частушки:
Кони Клодта так и рвутся,
Чтоб по Невскому пройти.
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути.
Нашу новую мечту
Обуздали на лету.
Как строптивую лошадку
На Аничковом мосту.

Но более всего на Аничковом мосту обывателей занимает тайна смерти Клодта. Ее напрямую связывают со скульптурой моста. Будто бы однажды, услышав от «доброжелателей», что у двух из четырех коней отсутствуют языки, скульптор так расстроился, что замкнулся, стал сторонится друзей, в конце концов заболел и вскоре умер, будто бы от этого.

Интересно, что статуи коней, которые "смотрят" в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Поэтому, подкованные лошади "идут" от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.
Есть ещё одна легенда, где говорится о том, что подкованные кони указывают направление, откуда появится потенциальный враг России (с запада), а неподкованные кони показывают, откуда придут новые друзья (с востока).

Да и скульптур сначала было только две!
"...Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.
Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня."
А Вы знаете, почему сначала статуй было только две?
А потому, что задумывались они для украшения Дворцовой (Адмиралтейской) пристани, что около Дворцового моста!
"...В проекте пристани архитектор хотел установить нижним ярусом статуи львов и верхним — статуи диоскуров работы П. К. Клодта.



© Photo Татьяна Горд
  Ответить с цитированием