Наставник Ганди
Великий писатель Лев Николаевич Толстой имел огромный интерес к Индии и к Ведической философии, гораздо более глубокий, чем это принято современниками. Идеи Толстого непротивления злу насилием, изложенные в работах писателя, такие как «Царство Божие внутри вас», оказали сильное влияние на молодого Махатму Ганди, который впоследствии возглавил националистическое движение Индии и добился её мирного отделения от Англии в 1947 году.
Великий просветитель
Толстой дважды побывал за границей, в 1857 и 1860–1861, отчасти из любопытства, но также с целью изучения западноевропейской методики образования. Он пришел к выводу, что российское образование неправильно в корне, в особенности образование крестьянства. Толстой оставил литературный труд и учредил школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Начал также издавать педагогический журнал, где проповедовал свои образовательные теории, и составил несколько учебников для начального обучения. Лев Николаевич также известен, как автор «Азбуки», «Новой азбуки» и «Книги для чтения», по которым училось читать не одно поколение детей.
Вегетарианец
В октябре 1885 года Л.Н. Толстого посетил Вильям Фрей — писатель, вегетарианец, последователь учения Огюста Конта. При общении с В. Фреем Толстой впервые узнал проповедь вегетарианства — утверждение о том, что строение человека, его зубов и кишечника, доказывает что человек не хищник. Лев Николаевич сразу же принял это учение и после осознания полученных знаний Толстой сразу же отказался от мяса и рыбы. Вскоре его примеру последовали и его дочери — Татьяна и Мария Толстые.
Толстовство
Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином, хотя по постановлению Синода он был отлучен от православной Церкви. Это отнюдь не помешало ему в 70-х годах серьезно заинтересоваться оккультизмом. Имея разногласия с церковью, Толстой создал собственное христианское учение, которое называлось «Толстовство». Учение имело много сподвижников, одним из которых был М. Булгаков - автор романа «Мастер и Маргарита».
Заключение.
Одни считают, что главный итог жизни Льва Толстого - это его литературное творчество. Другие убеждены, что главное в жизни Льва Толстого - это его духовное возрастание, познание себя и самосовершенствование.
Толстой фактически отказался от присуждения ему Нобелевской премии по литературе за 1906 год, возможно, потому что считал свои литературные произведения «побочным продуктом» своего духовного развития. Он не просто сочинял романы и писал статьи, он старался жить в соответствии со своими убеждениями.
Многие видели упадок церкви в конце 19 века. Но только Лев Толстой смог сказать об этом честно, выступил против лицемерия некоторых церковников, превративших сообщество единомышленников в контору на службе государства.
Толстой считал себя последователем Христа, однако не принимал церковного христианства. Толстой не полагал Христа Богочеловеком, а видел в Нём лишь одного из величайших пророков человечества. В 1879-85 годах Толстой перевёл заново с древнегреческого языка четыре Евангелия и свёл их в один текст, оставив, по его мнению, самое необходимое.
Лев Толстой - это наш Лютер!
Толстой - это прежде всего мыслитель. Да, его превратили в икону, в классика литературы. Но по духу это был настоящий революционер! Он был противником частной собственности и выступал против русской православной церкви.
Толстой всю жизнь стремился к истине, искал идеал. Он поступил на философский факультет – перевёлся на юридический – бросил университет – решил стать образцовым помещиком – поступил на военную службу – пытался создать идеальную семью – стал литератором – развенчивал старую религию, чтобы создать новую – всю жизнь искал «зелёную палочку», способную осчастливить людей – и умер со словами «Искать, всё время искать...»
Это был искатель Истины, хотя и шёл методом проб и ошибок.
В последние годы жизни Толстой признавал, что ещё только ищет истину, что ему предстоит ещё много работы над внутренней переменой своей жизни. Всякая догма, всякие окончательные теории становились для него ненавистными. Он решительно протестовал против «толстовства» и даже говорил иногда о своих последователях: «Это – «толстовец», то есть человек самого чуждого мне миросозерцания».
По сути своей Лев Толстой был странником – человеком на пути к Богу!
«Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит вражду и разъединение – он дурной».
Из романа-были «Странник»(мистерия) Николая Кофырина ( беседы с Толстым ):
— «Такая мания – это писательство. За деньги писать. Это как есть, когда не хочется, или как проституция, когда не хочется предаваться разврату. … Я чувствую, что совершаю грех большой, поощряя писательство, которое самое пустое занятие».
— Мне кажется, поступок писателя важнее, чем созданные им произведения.
— «Я очень понимаю, что суждение о том, что писателя нужно судить по его писаниям, а не по делам, не нравится вам. Мне такое суждение тоже противно».
— Как же жить?
— «Пусть пока вокруг тебя люди злобные и бесчувственные, — найди в себе силы светить светом добра и истины во тьме жизни, и светом своим озари путь и другим. Никогда не теряй надежды, если даже все оставят тебя и изгонят тебя силой, и ты останешься совсем один, пади на землю, омочи её слезами, и даст плод от слёз твоих земля. Может быть, тебе не дано будет узреть уже плоды эти — не умрёт свет твой, хотя бы ты уже умер».
— Но ради чего жить?
— «Праведник отходит, а свет его останется. Ты же для целого работаешь, для грядущего делаешь. Награды же никогда не ищи, ибо и без того уже велика тебе награда на сей земле. Не бойся ни знатных, ни сильных...»
— А что вы хотели, но не смогли или не успели написать?
— «Хотел написать всё, что думается человеком на протяжении нескольких часов. Всё!»
— Но зачем?
— «Только опомнитесь на часок, и вам ясно будет, что важное, одно важное в жизни – не то, что вне, а только одно то, что в нас, что нам нужно. Только поймите то, что вам ничего, ничего не нужно, кроме одного: спасти свою душу, что только этим мы спасём мир. Аминь».
Отступление № 2.
Лев Толстой: "Здоровой девушке не свойственна стыдливость. Если девице минуло 15 лет и она здорова, ей хочется, чтобы её обнимали, щупали. Разум её боится ещё неизвестного, непонятного ему - это и называют: целомудрие, стыдливость. Но плоть её уже знает, что непонятное - неизбежно, законно и требует исполнения закона, вопреки разуму. У вас, Алексей Максимович, Варенька Олесова написана здоровой, а чувствует худосочно, - это неправда".
( Из "Литературных портретов" М. Горького )
ЗЫ. Просто в таких мелочах и заключается гениальность...