14 сентября 1994 года на экраны французских кинотеатров вышел фильм
Люка Бессона «Леон».
Два месяца спустя картина добралась и до США — но уже в урезанном на двадцать пять минут варианте. Ради душевного спокойствия американской публики, из картины в частности была вырезана линия того, как Матильда помогала Леону в его «работе», а также весь сексуальный подтекст, включая сцену, где она предлагала Леону стать ее любовником.
Как бы то ни было, это не помешало фильму обрести культовый статус и ныне считаться большинством зрителей и критиков лучшей работой Люка Бессона. В это трудно поверить, но лучший фильм Бессона задумывался как филлер (наполнитель). После выхода
«Никиты», которая стала прорывным фильмом для Бессонна, открыв для него дорогу на внешние рынки, он, наконец, получил возможность вплотную заняться проектом своей мечты —
«Пятым элементом». У Бессона даже состоялась встреча с
Брюсом Уиллисом, который заинтересовался идеей фильма. Однако инвесторы всё еще не были уверены в успехе весьма амбициозной картины, которая на тот момент грозила стать (и в итоге стала) самым дорогим не голливудским фильмом в истории. Процесс переговоров затягивался, и чтобы не тратить попусту время, Бессон решил чем-то занять себя, сняв по-быстрому какой-нибудь фильм. Им и стал «Леон». Сценарий был написан всего за тридцать дней, на съемки ушло девяносто дней. А результат помнят до сих пор.Кто сказал, что только
Квентин Тарантино может выстраивать свою персональную киновселенную, где персонажи одних его фильмов являются родственниками персонажей других? Люк Бессон как-то обмолвился, что Виктор, чистильщик, появляющийся в концовке «Никиты», может являться дальним родственником Леона. И сложно не заметить сходства: оба они наемные убийцы, одеваются схожим образом, носят вязаные шапочки и одинаковые темные очки. Правда, Виктор куда более жесток и безжалостен, чем его американский родственник, и в отличие от него не имеет кодекса чести, запрещающего ему убивать женщин.Конечно, слова Бессона можно рассматривать как своеобразное пасхальное яйцо для фанатов. Но факт остается фактом — сюжет «Леона» появился на свет именно после того, как Люк Бессон, осознав какой потенциал у подобного Виктору персонажа, задался целью подробно его исследовать. Эти наработки и составили костяк «Леона».У многих известных режиссеров есть свои постоянные актеры, которых они раз за разом снимают в своих фильмах. У
Мартина Скорсезе был
Роберт Де Ниро, а сейчас есть
Леонардо ДиКаприо.
Курт Расселл сыграл главные роли в пять фильмах
Джона Карпентера.
Кристофер Нолан продолжает регулярно звать
Майкла Кейна во все свои новые проекты. У Люка Бессона таким постоянным актером был
Жан Рено. Снявшись в дебютной черно-белой короткометражке Бессона «Предпоследний», Рено затем участвовал во всех без исключения картинах режиссера 80-х – начала 90-х:
«Последней битве»,
«Подземке»,
«Голубой бездне» и
«Никите». «Леон» стал кульминацией их сотрудничества и по сей день остается, вероятно, самой известной ролью актера, а также последним разом, когда они вместе работали на съемочной площадке. После этого их пути немного разошлись: конечно, Рено снимался в нескольких фильмах, которые продюсировал Бессон, но никогда более не играл в фильмах, где тот выступал в качестве режиссера.Интересно, многие ли люди при просмотре «Леона» задумываются над тем, что роль Матильды стала дебютом
Натали Хершлаг, которая еще только привыкала к псевдониму Портман в кинематографе? Конечно, у будущей актрисы имелся определенный театральный опыт, но кинематограф был для нее абсолютно неизведанной территорией.
Первоначально на роль Матильды рассматривалась
Лив Тайлер, но в своем возрасте (15 лет) ее сочли слишком взрослой для этой роли.
[
Натали Портман была изначально отклонена Тоддом М. Талером (ассистент режиссера) из-за слишком юного возраста. Однако спустя некоторое время она вернулась на прослушивание и исполнила сцену, где Матильда оплакивает потерю своего брата. Люк Бессон был настолько впечатлен глубиной ее эмоций во время прослушивания, что он дал ей роль..
Разумеется, родители Натали были весьма обеспокоены взрослым содержанием сценария. Например, они настояли на том, чтобы в фильме было не больше пяти сцен с курением Матильды, и чтобы во время них она не затягивалась и не выдыхала сигаретный дым. Бессон согласился с этой просьбой, и если внимательно пересмотреть фильм, то можно увидеть что Портман действительно ни разу не затянулась.За свою карьеру
Гэри Олдман снялся в огромном количестве фильмов, начиная от небольших лент и заканчивая многомиллионными блокбастерами, с легкостью играя как героев, так и отъявленных негодяев, за что справедливо заслужил звание мастера перевоплощения. Но из всех многочисленных персонажей Олдмана Норман Стэнсфилд является, пожалуй, самым известным. Продажный полицейский, любитель классической музыки и наркоман, имеющий явные проблемы с психикой — при каждом своем появлении на экране он одновременно и забавляет, и пугает, ныне по праву считаясь одним из самых запоминающихся кинозлодеев всех времен. И кому сейчас какое дело, что актер так и не получил ни одной номинации за эту роль.
При работе над образом Олдман импровизировал практически в каждой сцене, что иногда вызывало недовольство у Люка Бессона, но ничуть не помешало ему включить все эти моменты в фильм. Взять хотя бы сцену, где Стэнсфилд признается в любви к Бетховену. Или эпизод, где он обнюхивает отца Матильды, что стало полной неожиданностью для игравшего его актера. Это же касается и одного из самых памятных моментов фильма, где Стэнсфилд кричит «ВСЕХ!».
Первоначально Олдман сделал несколько дублей, где произносил эту реплику нормальным голосом, а затем решил слегка подшутить над режиссером. Он знаком показал звукооператору снять наушники, после чего проорал реплику во всю мощь своих легких. Бессон оценил шутку и использовал на монтаже именно этот дубль.Изначальный сценарий «Леона» был еще более мрачным и противоречивым, чем итоговый фильм. Скажем, в нем присутствовала сцена секса между Леоном и Матильдой. Но это еще цветочки по сравнению с тем, как Бессон задумывал закончить фильм. Вот так выглядел финал «Леона» в оригинальном сценарии.
ЗАМЕДЛЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Появляется Матильда. На ней большой плащ Леона, в руке пистолет с глушителем. Ее лицо жестко и неподвижно — мы никогда не видели ее такой. У входа в здание стоят два копа, которые пораженно смотрят на нее. Это последнее выражение лица в их жизни.
Она заходит в коридор. В его конце Стэнсфилд смеется вместе со своими коллегами. Матильда идет, пока не видит белую простыню на полу. Она приседает и приподнимает один конец. Кровь Леона повсюду, но выражение его лица милое и расслабленное. Матильда гладит его по щеке.
Кто-то стучит по спине Стэнсфилда. Группа оборачивается и видит маленькую девочку, сидящую возле трупа. Матильда целует Леона и встает. Ее пистолет остается лежать на полу.
Она смотрит на Стэнсфилда, прямо в его глаза и широко улыбается. Стэнсфилд не понимает, что происходит. Матильда достает свою руку из кармана и кидает ему что-то. Стэнсфилд ловит предмет. Это металлическое кольцо. Стэнсфилд всё меньше и меньше понимает, что сейчас происходит.
Матильда распахивает свой плащ: внутри находится связка из дюжины гранат. У одной недостает кольца.
СТЭНСФИЛД ПОНИМАЕТ ВСЁ.
МОЩНЫЙ, ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ, АБСОЛЮТНЫЙ ВЗРЫВ.
Ударная волна опрокидывает всех стоящих на улице. Всё еще в замедленной съемке тысячи обломков падают на землю. Дождь кажется еще более печальным чем обычно.
Остается лишь порадоваться тому, что позже Бессон решил изменить финал. «Леон» — это, конечно, грустная история, но такая концовка была бы слишком кровожадной, и сместила бы акценты — ведь в первую очередь, это всё же фильм о взаимоотношениях и любви двух главных героев, а не о мести.У «Леона» мог быть сиквел под названием «Матильда». Люк Бессон давно планировал снять продолжение своей лучшей картины, и, по слухам, даже написал сценарий. Однако за несколько прошедших после выхода ленты лет, многое изменилось. Бессон создал свою собственную компанию EuropaCorp, в то время как права на «Леона» остались за выпустившей его студией Gaumont, которая была не слишком довольна уходом Бессона.
К тому же, после провала «Жанны Д'Арк» Бессон на несколько лет отошел от режиссуры и планировал ограничиться лишь продюсированием и поручить съемки своему протеже Оливье Мегатону. Натали Портман же была готова сниматься при условии, что именно Бессон будет режиссером.
В итоге сумма всех этих факторов не позволила сиквелу состояться. Все наработки Бессона позже легли в основу сюжета «Коломбианы», которую снял всё тот же Мегатон. И, вспоминая этот фильм, пожалуй, остается лишь порадоваться, что «Матильда» так и осталась на уровне идеи. Пусть с тех пор Бессон снова вернулся в режиссуру — но в новом столетии у него не было ни одной истории, способной по степени эмоциональности хоть немного сравниться с «Леоном». И хотя посредственное продолжение не делает оригинал хуже, но все-таки оно всегда оставляет осадок на душе настоящих киноманов. Так что хорошо, что «Леон» запомнится нам таким, каким он был — грустным, трогательным, душевным и единственным в своем роде.Еще немного фактов
- По словам Жана Рено, он решил сыграть Леон, как если бы он был немного мысленно и эмоционально подавленным. Он чувствовал, что это заставит зрителей расслабиться и понять, что он не тот, кто обманет уязвимую молодую девушку. Рено утверждает, что для Леона, возможность физических отношений с Матилдой является немыслимой, и, таким образом, во время сцен, когда такие отношения рассматриваются, Рено позволил Матильде взять эмоциональный контроль над этими сценами.
- Оригинальная идея фильма Бессона была более жестокой, и в первой версии сценария в отношениях между Леоном и Матильда было гораздо меньше неясностей. Тем не менее, родители Натали Портман не позволили дочери играть эту роль, поэтому пришлось переписать сценарий.
- Родители Натали Портман были крайне обеспокоены наличием сцен курение в фильме, и поэтому было заключено соглашение, что в фильме будет всего 5 сцен курения Матильды, и что ни на одной из них не будет показано, что она вдыхает или выдыхает дым.
- По словам Люка Бессона, для роли Леона всегда был предназначен Жан Рено и никто другой. Тем не менее, по факту на эту роль претендовали Мэл Гибсон и Киану Ривз.
- Натали Портман заявила, что сцена, в которой она наряжалась Мэрилин Монро, была вдохновлена сценой, которую она видела в фильме Мир Уэйна. Она призналась, что в то время, когда Леон был снят, она фактически никогда не смотрела кино с Монро в главной роли.
- Во время сцены, когда Стэнсфилд (Гэри Олдман) допрашивает отца Матильды (Майкл Бэдэлакко), Олдман обнюхивает его, и физически подбирается очень близко к нему. Согласно Бэдэлакко, он понятия не имел, что Олдман собирался обнюхивать его, и что он собирался подобраться так близко, как он сделал. Бэдэлакко говорит, что в фильме, его смущение и дискомфорт во время данной сцены являются абсолютно подлинными.
- а пробном показе фильма в Лос-Анджелесе, была показана версия с короткой сценой, где Матильда просит, чтобы Леон был ее возлюбленным. Однако, аудитория начала нервно посмеиваться, тем самым полностью разрушая атмосферу фильма. В результате было решено убрать данную сцену из итоговой версии фильма.
- Люк Бессону пришла идея снять Леона в то время когда он работал над своим предыдущим фильмом, Ее звали Никита. В третьем акте того фильма Виктор уборщик (Жан Рено), имеет дело с последствием неудачной миссии Никиты. Бессон увидел нереализованный потенциал данного персонажа и решил на этой основе создать отельную историю. И Виктор и Леон появляются одетыми в длинное шерстяное пальто, темные очки и вязаные шапки. Рабочее название фильма было "Уборщик (или чистильщик)".
- У французского актера Сэми Насери есть в этом фильме одна из его первых ролей. Он играет эпизодическую роль бойца SWAT, и только десять дней был на съемочной площадке. Поскольку Люк Бессон написал сценарий для фильма Такси, он всегда хотел Сэми для главной роли, потому что он был очень впечатлен коротким сотрудничеством с этим актером.
- Сцена, в которой Гэри Олдмана характер Стэнсфилд рассказывает отцу Матильда о своей любви к музыке Бетховена была полностью импровизирована.
Как изменились актерыЖан Рено
Натали Портман
Гэри Олдман
По материалам doseng.org, comuedu.ru