![]() |
Юбилей киностудии имени М. Горького
ОАО ТПО Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького.
Киностудия имени М. Горького — одна из старейших и крупнейших в России. В этом году студия отпразднует свой столетний юбилей. За годы работы киностудия выпустила более тысячи фильмов, среди которых такие выдающиеся произведения, как: «Мать» Всеволода Пудовкина, «Путёвка в жизнь» Николая Экка, «Окраина» Бориса Барнета, «Дом, в котором я живу» Льва Кулиджанова и Якова Сегеля, «Тихий Дон» Сергея Герасимова, «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, «Гостья из будущего» Павла Арсенова и многие другие, которые вошли в золотой фонд отечественного и мирового кино. В разное время на студии работали такие прославленные режиссёры, как Яков Протазанов, Исидор Анненский, Александр Роу, Сергей Юткевич, Марк Донской, Лев Кулешов, Леонид Луков, Марлен Хуциев, Сергей Герасимов, Василий Шукшин, Станислав Ростоцкий, Ричард Викторов и др. Сегодня Киностудия имени М. Горького активно занимается собственным производством фильмов и предоставляет полный комплекс услуг для создания кино- и телепроектов. Киностудия является членом Ассоциации анимационного кино (AAK). Краткая история
|
О Киностудии
![]() Киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького – одна из старейших и крупнейших в России. В 2015 году она отпразднует столетний юбилей. Студии принадлежит 3,4 гектара земли, телестудия, цифровая линейка для монтажа и цифровое оборудование для пост-продакшн, огромная коллекция костюмов (более 10 тысяч), обширная актерская картотека. Во многих творческих и технических вопросах киностудия была первооткрывателем и экспериментатором. Здесь, с применением новых технических возможностей, впервые в нашей стране, были созданы художественные фильмы различных жанров: фантастический - «Аэлита» (1924 г.), совместного производства «Саламандра» (1928 г.), звуковой - «Путёвка в жизнь» (1931 г.), музыкальный - «Гармонь» (1934 г.), цветной -«Груня Корнакова» (1936 г.), звуковая киносказка «По щучьему велению» (1938 г.). Здесь в 1941 г. создали стереоскопическое кино, для просмотра которого не требуются специальные очки, а в 1975 г. появился детский юмористический журнал «Ералаш». Киностудия им М. Горького одна из первых освоила технику дублирования фильмов и более полувека занимает в этом виде работ лидирующее положение в стране. Студия оказывает все виды услуг, связанных с кино- и телепроизводством:
|
Фильмы Киностудии имени М. Горького (часть 1)
|
Фильмы Киностудии имени М. Горького (часть 2)
|
Фильмы Киностудии имени М. Горького (часть 3)
|
Фильмы Киностудии имени М. Горького (часть 4)
|
Фильмы Киностудии имени М. Горького (часть 5)
|
Фильмы Киностудии имени М. Горького (часть 6)
|
Фильмы Киностудии имени М. Горького (часть 7)
|
Фильмы Киностудии имени М. Горького (часть 8)
|
Интересные факты о фильмах
|
История создания фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Когда Александр Роу сообщил в Госкино о намерении снять свой одиннадцатый фильм по повести Гоголя "Ночь перед Рождеством", чиновники наотрез отказались запускать в производство картину с таким названием, усмотрев в нем религиозную пропаганду. Но Роу не намерен был отказываться от задуманного, и просто переименовал свою будущую ленту в "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Фильм Роу по праву считается одной из лучших экранизаций произведений Гоголя. Роу, как и во всех своих картинах, удачно сочетает игровые эпизоды с анимацией, комбинированными съемками и спецэффектами, которые порой были по-настоящему революционными для своего времени. Благодаря этому "Вечера на хуторе близ Диканьки" до сих пор смотрятся вполне современно. Успеху фильма во многом способствовал и великолепно подобранный исполнительский состав, в который вошли как начинающие артисты — дебютант Юрий Тавров и Людмила Мызникова, для которой роль Оксаны стала первой крупной киноработой, так и их именитые коллеги: ставшая звездой экрана после "Тихого Дона" и "Поднятой целины" Людмила Хитяева, мастера комедии Сергей Мартинсон и Георгий Милляр, а также замечательные актеры Анатолий Кубацкий, Вера Алтайская, Николай Яковченко, Ирина Мурзаева, Зоя Василькова и другие.Людмила Мызникова вспоминала, как на кастинге совершенно неожиданно для себя она опередила своих конкуренток, и о том, как ей работалось: «Ко мне подбежал какой-то человек и закричал: «Вот моя Оксана!», я просто опешила. До меня перебрали около 5000 претенденток. С Юрием Тавровым (Вакулой) у нас дружба не сложилась. Мне казалось, что он чересчур замкнутый, и было тяжело играть к нему любовь. А вот плакалось в кадре легко — я скучала по дому, по маме, вспоминала киевский дом — и рыдала!».Первоначально у создателей картины была мысль снимать натурные эпизоды в тех местах, о которых рассказывается в повести – в деревне Диканька, расположенной в Полтавской области Украины. Но так как начало съемочного процесса было запланировано на март 1961 года, от этой идеи пришлось отказаться, и отправиться на север – на Кольский полуостров. Неподалеку от города Кировска Мурманской области, в поселке «13-й километр» в считанные дни мастера-декораторы соорудили настоящую малороссийскую деревню – хаты с плетнями и сараями и небольшую церквушку.Кузнец Вакула (Юрий Тавров) — серьезный и основательный, но влюбленный до робости. Первая, дипломная, роль Юрия стала чинным, можно сказать, триумфальным шествием справного, воистину гоголевского парубка по экранам и сердцам миллионов. Ведь и полвека спустя другого Вакулу как-то и представлять не желается. Равно как и прочих отождествленных с гоголевскими героями актеров из плеяды А. Роу.Красавица Оксана (Людмила Мызникова) – кокетливая и веселая. Александр Артурович Роу увидел Мызникову, 19-летнюю студийку, в коридоре киевской киностудии (ее позвали представители «Беларусь-фильма» на пробы) и тут же пригласил на роль Оксаны в фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки". Между Роу и Людмилой на съемках сложились очень теплые отношения, режиссер по-отечески опекал молодую актрису.Чуб, отец Оксаны (Александр Хвыля) — солидный и важный, настоящий почтенный отец. Солоха, мать Вакулы (Людмила Хитяева) – эффектная деревенская ведьма, любящая мужиков и горилку, на месте «доброй бабы» Солохи никого, кроме Людмилы Хитяевой, невозможно и представить.И, конечно же, главный персонаж — черт в исполнении Георгия Милляра. Нос пятачком, хвостик крючком, ужасно обаятельный и проказливый. «Самый обыкновенный черт» — одна из лучших ролей Георгия Милляра.Сьёмки происходили на Кольском полуостров в марте 1961 года. До этого в Мурманской области снимали другие северные регионы страны, снимали Сибирь, Дальний Восток. Вчитаемся в дивные, почти поэтические строки классика: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».Где найти похожую натуру? Роу обнаружил ее под Кировском. В поселке «13-й километр» за несколько дней возвели «настоящую» деревушку. Белые хаты и плетни тонули в сугробах пушистого снега, поодаль прогуливались, перешучиваясь меж собой, парубки и гарные дивчины, среди которых находились и участвовавшие в массовке кировские рабочие, студенты, самодеятельные артисты. Вот разве что дым не шел из труб, а в остальном - все было натурально.И в повести, и в процессе создания кинокартины больше всех досталось черту. В него перевоплотился Георгий Милляр, к тому времени уже прочно известный всему населению страны как «народная Баба-яга Советского Союза». По Гоголю его и бьют, и используют в качестве гужевого транспорта, и окунают в прорубь. Милляр был «любимчиком» Роу, его близким другом, и режиссер хотел, насколько возможно, пожалеть актера.Сцену с прорубью планировали делать в павильоне, но Георгий Францевич запротестовал. Поэтому снимали вживую, на взаправдашнем заполярном водоеме. Выдержавшему несколько дублей в ледяной воде Милляру впору было присваивать звание «моржа». Кроме того, костюм черта ему поначалу сшили меховой, чтобы не простудился. Но он стеснял движения, и Милляр попросил изготовить другой костюм - холодный, но легкий и обтягивающий. В нем и работал. И, как всегда в этом фильме - сложнейший грим. Снова гумоза, пластикаты. И при этом живое, подвижное лицо. За артистом водился еще один грешок - страсть к словесному хулиганству, за что он сам себя называл "Стариком Похабычем". Например, актера Анатолия Кубацкого, игравшего Панаса в "Вечерах на хуторе близ Диканьки", прозвал Поносом, он то декламировал фривольные стишки, то придумывал такие афоризмы, от которых юные костюмерши заливались краской.В декабре 1961 года в большом зале Дворца культуры комбината «Апатит» состоялся общественный просмотр нового фильма. Кировчане стали первыми его зрителями. Оказывается, что спецэффекты и театрализованные премьерные показы созданы совсем не в нашем 21 веке. Очевидцы рассказывают, что в далеком 1961 году на премьере «Вечеров на хуторе близ Диканьки» устроили такую чертовщину, что сегодняшним креативщикам и не снилось! По фойе Дома кино бегали настоящие черти и забрасывали зрителей настоящими бутафорскими снежками.Картину представляли специально приехавшие на премьеру второй режиссер В. Д. Лосев и Чуб - он же Александр Хвыля. Отзывы о картине жителей горняцкого города, многие из которых к тому же увидели на экране себя, были восторженными. Единственным, кто решился добавить ложку дегтя в бочку меда, стал врач В. Яновский, отметивший, что «на общем хорошем фоне фильма проскальзывают мелочи, которых могло и не быть.Например, в мешках у кузнеца Вакулы хранился древесный уголь, но вылезший из одного из них казак Чуб оказался чистым, а Голова после пребывания в мешке стряхивает с себя что-то серое, удивительно похожее на пыль апатитового концентрата. А о черевичках можно сказать, что размеры и форма их все-таки не соответствуют сказочным - выглядят они слишком большими». Но в целом лента была принята чрезвычайно тепло, о чем свидетельствует и отзыв газеты «Кировский рабочий», поместившей подборку материалов о картине под общим заголовком «Очень хороший фильм!».С названием фильма у Роу возникли проблемы. В СССР даже само слово «Рождество» не только писалось с маленькой буквы, но и как бы не одобрялось для употребления. Поэтому забавно, что именно в разгар хрущевской антирелигиозной кампании начала 60-х годов при экранизации «Ночи перед Рождеством» режиссёром-сказочником Александром Роу было выбрано общее заглавие ранних гоголевских повестей.По всей видимости, постановщик был вынужден усилить в трактовке рождественской язвительной фантасмагории Гоголя, прежде всего, образы дьяка, сыгранного Сергеем Мартинсоном и явно эксцентрического чёрта в исполнении Георгия Милляра. Теперь уже трудно сказать, что подверглось новой редакции в 1970 году, поскольку мы уже имеем дело с исправленной копией, которую, кстати, ныне любят показывать на телевидении именно на Рождество.Но достаточно подробное воспроизведение в фильме давних рождественских ритуалов, включая обряд колядования и народного веселья, поданных с юмором, как раз удивляет, если принять во внимание, что в 1961 году показ сцен празднования всё-таки религиозного торжества, пусть и в национальном преломлении, вполне мог быть воспринят властями в качестве любования и прославления якобы отживших традиций.Интересные факты о фильме Вечера на хуторе близ Диканьки
|
История создания фильма «Приходи на меня посмотреть»
Именно так называется единственный фильм, в котором Янковский выступил в качестве режиссера. Картину Олег Иванович снимал на пару с другом, известным оператором Михаилом Аграновичем. Главную роль — человека, случайно встретившего Новый год в компании незнакомых ему женщин, — конечно же, сыграл тоже Янковский.Олег Янковский так говорит об этой работе: Цитата:
— На съемочной площадке была уникальная атмосфера. Это единственный фильм на моей памяти, после съемок которого актеры — Ирина Купченко, Екатерина Васильева, Ваня Янковский — буквально плакали. Так им не хотелось расставаться. Мне же больше всего запомнилась сцена, в которой Ирине Купченко требовалось слегка облить шампанским Олега Янковского — ведь картина-то новогодняя. Сцену снимали с нескольких дублей, и, разумеется, галантные режиссеры не могли позволить даме открывать бутылку самой. Это за кадром делал Михаил Агранович. Все шло прекрасно, пока прямо в кадре не произошло то, без чего не обходится ни одно новогоднее застолье. Пробка выстрелила громче киношной хлопушки, и шампанское в руках режиссера забило фонтаном. Дорогой костюм героя был безнадежно испорчен, а Олег Янковский, несмотря на весь актерский опыт, не смог удержаться от хохота. Несколько минут до слез смеялась вся съемочная площадка, в том числе и Ирина Купченко, которая в это время была в кадре. Михаил Агранович распорядился не прерывать съемку. Так оператору удалось снять не игру актеров, а их искренние, непосредственные эмоции. Именно этот дубль решили оставить в фильме.Сам же Олег Иванович о роли в этом фильме говорил так: “Будь я Дедушкой Морозом или Мюнхгаузеном, я бы давно помирил всех — все партии, которые ссорятся, всех деловых людей, политиков. Я уверен, что когда много людей желают зла, то всем приходится плохо, например случается землетрясение. А если бы все хотели добра, то началось бы процветание, благо. Я бы всех помирил, и, может быть, в результате и произошло бы что-то, что изменило к лучшему жизнь каждого. Как это произошло в нашем фильме”.Что верно, то верно: в картине “Приходи на меня посмотреть” герой Янковского, по ошибке зайдя в незнакомый дом, сделал счастливыми всех. Да и сам фильм снимался в атмосфере счастья и согласия, что в кино случается нечасто. Точнее — очень редко. — На картине “Приходи на меня посмотреть” мы работали весело, дружно, — рассказал Михаил Агранович. — Незабываемый фильм по атмосфере съемок! К тому же там Олегу представилась возможность играть так, как он считал нужным. Я же, если и вмешивался, то минимально, а он всегда был благодарен за совет со стороны. Все как-то замечательно получалось, наверное, оттого, что я его очень любил… люблю — этот глагол в отношении к нему времени не поменял. Вообще же Олег ко всякой работе относился очень серьезно. Конечно, знал себе цену, но в то же время у него было замечательное чувство самоиронии, которое не позволяло ему вести себя высокомерно. В смысле такта, отношений с людьми он был безукоризненным. Во всех съемочных группах его обожали.Игорь Толстунов — продюсер “Приходи на меня посмотреть” и генеральный продюсер “Кинотавра”, который Олег Янковский много лет возглавлял в качестве президента, вспоминает, что согласился поддерживать фильм сразу. Стоило только узнать фамилию режиссера и исполнителя главной роли. — Янковский с его огромным опытом прекрасно знал, как делается кино, а в актерской профессии для него вообще никаких тайн не было, — говорит Игорь Александрович. — Время показало, что картина живет — ее часто показывают, и всегда с успехом.Цитаты
|
|
История создания фильма «Королевство кривых зеркал»
В основу сценария ленты был положен сюжет созданной в 1951 году повести детского писателя Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал". Режиссером фильма стал знаменитый советский киносказочник Александр Артурович Роу. "Королевство кривых зеркал" было поставлено в 1963 году в период расцвета творческой активности Роу, после "Вечеров на хуторе близ Диканьки" и перед "Морозко". В "Морозко" также сыграли девочки-близнецы из "Королевства" Оля и Таня Юкины (Геннадьевны, родились в 1953 году в Москве), но только в эпизоде, и больше в кино они никогда не появлялись. Утешением может служить то, что играли эти славные девочки у самого Роу, играли очень искренне и даже проявили незаурядное актёрское мастерство, а было им всего по 9 лет. Для картины пробовались много пар близнецов, но Роу выбрал девятилетних учениц 337-ой московской школы Олю и Таню Юкиных, которые покорили его своей веселостью и непосредственностью. А слово Роу было законом для коллег. Например, в "Огонь, вода и... медные трубы" в главной роли исключительно по воле Роу снялся рабочий киностудии, никому тогда не известный Алексей Катышев. Вся отборочная комиссия была против, но Роу настоял и сделал из 18-летнего парня настоящего киногероя, которого полюбили и за границами СССР. Роу обладал способностью всех гениальных режиссёров - видеть Своего Актёра. Георгий Милляр у Роу мог в одном и том же фильме выступать в нескольких ролях. В "Королевстве кривых зеркал" он - придворный, королева, возница. Юкины были весёлыми и непосредственными, но режиссёру подчинялись беспрекословно. А работать было тяжело.После выхода "Королевства кривых зеркал" на экраны девочки стали настоящими звездами для своих ровесников: в школе им не давали прохода, а на студию имени Горького приходили мешки писем для них. Но роли Оли и Яло стали единственной заметной работой в кино юных актрис — они снялись еще в одной картине Александра Роу — сказке "Морозко", где появились в эпизодических ролях девочек, собирающих зимой в лесу грибы.Остальные роли в фильме исполнили актеры, которые не раз появлялись в лентах Александра Роу — Тамара Носова, Анатолий Кубацкий, Георгий Милляр, Лидия Вертинская, Александр Хвыля и Вера Алтайская. Исполнитель роли Нушрока Андрей Файт, которому на момент участия в "Королевстве кривых зеркал" исполнилось шестьдесят лет, вспоминал, что ему на съемках очень пригодились подготовка, полученная им еще в годы учебы в институте: Цитата:
Вера Владимировна Алтайская в силу характерной внешности принуждена была играть злодеек - Асырк (Крыса) в "Королевстве", Мачеха в "Морозко"...Георгий Францевич Милляр был любимым артистом Роу (смотрите информацию об этом актёре на нашем сайте в разделе "Личности").Интересные факты о фильме
|
История создания фильма «Печки-лавочки»
В ноябре 1969 года Василий Шукшин писал матери на Алтай, в деревню Сростки: «Ну, а скоро, очевидно, начну свой фильм. Или о Степане Разине, или современный — еще не знаю». Картину о Степане Разине Шукшин так и не снял: не разрешили власти. «Современным» же фильмом, о котором шла речь в письме, стали «Печки-лавочки», которые вышли на экран в 1973 году. Василий Шукшин был и автором сценария, и режиссером «Печек-лавочек». Снимал картину оператор Анатолий Заболоцкий, с которым Шукшин сотворчествовал свободно, доверительно, что и помогло ему прийти к ответственному решению — самому исполнить главную роль в фильме.Прошла неделя, другая, а может, месяц, и на дверях той же комнаты, где была табличка «Степан Разин», появилась — «Печки-лавочки». Фильм, затрагивающий совершенно другой пласт жизни, требующий другого подхода, технически даже. Сюжет фильма предполагалось развернуть на документальном фоне окружающей жизни. В приказе — фильм запускается широкоэкранным. И сколько ни обивали мы пороги кабинетов, обычный экран снимать не позволили. Для студии, для проката выгоднее единица «широкоэкранная». Широкоэкранная съемка практически не позволяет проводить хроникальные съемки, а звуковая документальная съемка вообще технически невозможна (вес синхронной камеры — 43 килограмма). Уходит натура. Времени на подготовку нет. Прежде чем ехать на выбор окончательных мест съемок на Алтае, необходимо провести актерские пробы. В первые дни после печального худсовета Шукшин решает тщательно заняться режиссурой, оглядеться. Роль Ивана Расторгуева, проверено, отыграет Леня Куравлев. Силу набрал уже, но надо бы и «пошатать» — маску наработал. Макарыч в Куравлеве не сомневался и долго его не трогал, может, и хорошо делал.Когда уже укомплектовался основной исполнительский состав, посмотрели в театре «Современник» «Майора Тоота и других». Бурков, исполнявший роль ассенизатора, приглянулся Шукшину. Дали согласие сниматься Санаев, Любшин. Набрана крепкая группа окружения. В ней были Вадим Спиридонов, Людмила Зайцева. Пришло время, Шукшин поручил помощникам отыскать Куравлева для утверждения. Долго отлавливали. Он в Одессе. Слухи шли впереди — согласился исполнить роль Робинзона Крузо. Шукшин не хотел слышать: «Я с ним загодя сговорился!» Куравлев, конечно же, по-своему толкует этот эпизод. На моих глазах происходила эта житейская игра, драма болезненная, внутрь спрятанная. Я был кровно заинтересован, чтоб Куравлев, а не Макарыч, играл главную роль. Мне лучше снимать, когда режиссер от камеры наблюдает за организацией в кадре, а не занят исполнением главной роли. Он не видит, что творится на всем пространстве, фиксируемом объективом. В первом же разговоре, состоявшемся с Куравлевым по поводу роли, Макарыч почувствовал предательство и не мог этого скрыть: «Таких печальных глаз, Леня, ни у кого ты не видел и не увидишь, наверно». В первый приход Макарыч понял: Куравлев не хочет играть роль. «Я же вижу, материал для него малахольный. Робинзона Крузо, Шелленберга играть хочет… Ах ты, — говорил в нос, — и он уже звезда, выпорхнул Леня. Это по-русски, — подбадривал себя Шукшин. — Не получается артели, мать твою в барабан». Но еще надеялся — подождем, может, одумается. Не одумался Леня. Подсмеивался над артельностью кино Василий Белов: «Стадом кто искусство когда делал?» Но вот в Белых столбах посмотрел вместе с нами «Веридиану» Бунюэля и еще «Кто боится Вирджинию Вульф?». «Веридиана» его покорила, он поутих. После разговора с Куравлевым приглядывал Шукшин и Олега Борисова, Геру Мартынюка и Вадима Спиридонова. Вадим не проходил по молодости, Борисова и Мартынюка занятость в театре не пустила. А доброхоты уже доносили: «Куравлев у Лиозновой утвержден на роль Шелленберга». И тогда-то не сдержался, поплакался Куравлеву: «Что ж ты мне под самый-то дых дал?! Хоть запей! Нет, дудки! А может, Нонну Мордюкову уговорю, и я с ней в паре попробую. Если ей одеяло на себя не давать тащить… Мой скелет с ее телом — убедительная ячейка семейная?!» В те смутные дни Шукшин приехал с раскладушкой на Масловку, в арендуемое мной жилье. Через несколько дней звонит Лида. Вася рычит. Но Маша с Олей больны, — он собирается домой. Раскладушка не однажды послужила Шукшину на съемках «Печек-лавочек», и всякий раз в итоге звонила Лида, потом говорили дочери, и он, смирившись, возвращался домой. Когда заболевали дети, заболевал и Макарыч. Как же он переживал за них, при слове о детях он забывал обо всем. Картина «Печки-лавочки» пошла в работу внезапно, никаких сроков на отработку замысла не было. Шукшин осознанно не хотел сниматься в «Печках-лавочках», так же как осознанно знал — Степана Разина сыграет сам. В «Печках» же сниматься не хотел чисто тактически, как артист он наигрался у многих режиссеров (профессия артиста в определенный период была его главной кормилицей). Обстоятельства производства складывались горящие — съемки без подготовки, все в спешке. Согласись тогда сниматься Куравлев, вся судьба Шукшина могла повернуться по-другому, может, успел бы он еще многое (и даже ту же повесть «Ненависть» успел бы написать). Сколько раз, заканчивая съемку очередного дубля, отведя глаз от окуляра, видел я отчаянные сомнения Макарыча — Ивана Расторгуева. Бывало и такое: отыграет сцену, крикнет в кадре: «Стоп!» («мотор» и «стоп» он всегда в кадре сам проговаривал — это, кстати, мне было удобно и хорошо видно в камеру), подлетит ко мне: «Ну, как там было? — и на молчание взбешенно: — Ты же один меня видишь?!» От вида его и слов — мороз по спине. Смотрю на него, дрожь поднимается, говорю: «Вася, будь добрее». Он вдруг сникнет, улыбнется в пол, в глазу слеза: «А ну давай еще дубль!» Кто знает цену этих затрат? Все взвесив, понимая, какое ярмо взваливает на себя, Шукшин вломился в работу, как он сам, шипя, говорил, «семейного фильма»: утверждена Федосеева, снимались и дочери на пробах. Остановили свой выбор на деревне Шульгин Лог, рядом находилась паромная переправа через Катунь, послужившая без декоративных вмешательств съемочной площадкой. Когда декорация была построена, невероятно сложно оказалось собирать участников массовых сцен из многолюдных Сростков, автобус привозил их с большим опозданием. А многолюдье требовалось, особенно в сцене проводов в санаторий. «Вот у этой женщины, — покажет незаметно Макарыч, — последнего сына недавно трактором задавили, муж на войне пропал, старший в Венгрии, при исполнении… Вон, взглядом в стол уперлась». Она такая и на пленке. Закончив съемки в Шульгиной Логе, съемочная группа переселилась в город Бийск. Съемки проходили в окрестностях Сростков и по Чуйскому тракту-до самого Горно-Алтайска. Обедали в столовой сросткинского колхоза, удобно расположенной у тракта. Обычно подъезжали всей съемочной колонной, около десятка машин, ранее не виданных в этих местах; иногда до полутора сотен участников съемок и сотрудников заполняло столовую.Местные ахали. А тут пошли ночные съемки. Слепящие диги (мощные осветительные приборы), тьма летающей мошкары. Ревут мощные громкоговорители, и командует всей этой артелью Василий Шукшин. У столовой слышу такой разговор: «Разве у помещика могло быть столько техники и людей в услужении, а Шукшин держит. Говорят, колхозу отвалил четыреста пятьдесят тысяч на детсад». Под эти домыслы сколько земляков просили у него три рубля… Закончили мы съемки на Алтае с опережением сроков. В Москве предстояло начинать павильонные съемки с самого большого по метражу объекта — «Вагон». Приступили к съемке «вагона». Уже первый материал обрадовал Попробовали снимать Шукшина в универмаге на Серпуховской площади. Слава Богу, его не узнавали, он внедрялся в поток, обыгрывая свое в нем участие, и как ладно получалось — то обгонит кого-то, вильнув телом, то заговорит с кем-то. Для «городского блока» был снят эпизод, рожденный днем текущим. Был сентябрь, когда, прервав съемки в Москве, мы уехали на две недели в Ялту для съемок эпизода «Расторгуевы на курорте». В сценарии Шукшин описал комнату и кабинет врача в Ливадийском дворце, он знал их по съемкам, в которых участвовал как артист. Но на Ливадийский дворец мы не получили «добро», нам разрешили провести съемки в Воронцовском дворце в Алупке. Сократив сценарный текст и весь эпизод, Шукшин обошелся двумя днями съемок в гостиной и у главной лестницы дворца. Пляжи еще были полны отдыхающими. Без всякой подготовки облюбовали скопления загорающих, куда внедрились и наши Расторгуевы. Пляжный материал был отснят с избытком.В Москве было уже ненастье, когда заканчивали прерванные съемки… Наступил час, и первая сборка всей картины показана худсовету. Реакция сдержанная. Выступившие признавали какие-то эпизоды, все предлагали свои переделки. На следующий день на студию лично приехал В. Е. Баскаков, смотрел и Бритиков. Мы ждали в комнате группы. Устало Макарыч разглядывал список-картотеку пронумерованных замечаний: «Убрать Федю напрочь», «Переснять титры», «Финал заменить», и еще, и еще. Больше месяца проводил озвучивание, шлифовал текст. Выравнивал сюжетный бег картины. В очередной раз показывая редакторскому совету студии, мы записали обсуждение на диктофон. У него дома прослушали пленку. Он тут же набросал на бумаге «критический» перечень эпизодов — по выступлениям редакторов две трети материала подлежало исключению. До конца года возился Шукшин с поправками к фильму. Весело? «Печки-лавочки» тихо прошли в Доме кино, еще незаметнее — на экранах. Фильм получил третью категорию, и потому было отпечатано мало копий. Шукшин «Печки-лавочки» ценил, считал некоторые сцены в них для себя достижением: ночной разговор Ивана с женой в квартире профессора, часть сцен в вагоне, начальную сцену проводов Ивана на юг и еще несколько. Интересные факты о фильме Печки-лавочки
Из воспоминаний оператора Анатолия Заболоцкого |
История создания фильма «Достояние республики»
Сокровища, злодеи, сыщики, погони, стрельба… Что еще нужно для приключенческого фильма? Главный герой с обаянием Андрея Миронова! Безумно популярный в свое время детектив на историко-революционную тему «Достояние республики» был нашим ответом вестернам.
Звездный состав и лихой сюжет Фильм, на котором выросло уже не одно поколение зрителей. Лента не имеет хорошей литературной основы, но ее популярность легко объяснить. В кино снимался звездный актерский состав: Олег Табаков, Спартак Мишулин, Евгений Евстигнеев, Ольга Жизнева, Георгий Штиль и конечно Андрей Миронов.«Детский» фильм» 1918 год. В Петербурге бывший управляющий имением князя Тихвинского и бывший учитель фехтования Шиловский по прозвищу Маркиз, друг и покровитель беспризорника Кешки, организуют похищение коллекции предметов искусства, принадлежавших князю.Романтическая роль В фильме «Достояние республики», Миронов сыграл одну из своих самых романтических ролей, одну из немногих счастливых в кино. Речь идет о роли Маркиза.Экзамен на профпригодность Андрея Миронова на роль Маркиза порекомендовал Зиновий Гердт. Режиссер Владимир Бычков согласился посмотреть актера, если тот умеет держать в руках шпагу и ездить верхом. «Экзамен на профпригодность» у Миронова принимал один из основателей советской каскадерской школы, профессиональный циркач, постановщик трюков в «Неуловимых мстителях» Фирс Земцов. «Сни-ми-те юного ковбоя!» – У Андрея Миронова было много сцен с верховой ездой, и он должен был заниматься с группой каждый день, – вспоминает ассистент режиссера Вера Линд. – Но он сказал: «Вера, я с трех лет на лошади!» На съемках он сел на лошадь, ткнул ее в бока, а та, неуправляемая, поскакала в другую сторону. А Миронов, подпрыгивая, кричал: «Сни-ми-те юного ковбоя!» Походный кулеш Спартака Деньги актерам в экспедиции платили нерегулярно. От голода спасал легендарный походный кулеш Спартака Мишулина. Мишулин так описывал процесс готовки: «Да, помню что все нахваливали, то ли действительно вкусно было, то ли очень голодные были.Знаменитая песня «Песня о шпаге» была моей первой работой в большом кино, – вспоминает Юрий Энтин. – 31 декабря, вместо того чтобы выпивать и закусывать, Миронов приехал в крошечную двухкомнатную квартиру в спальном районе, в которой жил композитор Крылатов. Я прочитал Андрею стихи, и он довольно строго спросил меня: «Вы внимательно читали сценарий? Помните, что фильм заканчивается гибелью моего героя? В этой песне должен быть трагизм, а у вас она шуточная!». И я тут же, на кухне, дописал последний куплет. «Вот теперь то, что надо, – сказал Миронов. – Получилось полифоничное произведение!» Интересные факты о фильме
Из фильма слов не выкинешь:
|
История создания фильма «Волшебная лампа Аладдина»
Киносказка «Волшебная лампа Аладдина» вышла на экраны советских кинотеатров 30 декабря 1967 года.
Для режиссера Бориса Рыцарева "Волшебная лампа Аладдина" стала первой «сказочной» картиной. Новый опыт оказался успешным — фильм стал очень популярным как среди детей, так и у взрослой аудитории, и принес своему создателю широкую известность — и в дальнейшем многие работы Рыцарева были сняты именно в этом жанре. Такие его ленты, как "Ледяная внучка", "На златом крыльце сидели", "Ученик лекаря", "Принцесса на горошине" и другие хорошо известны отечественным зрителям. Сценарий фильма написан кинодраматургами Григорием Ягдфельдом и Виктором Витковичем, сотрудничавшими с известными советскими киносказочниками Александром Птушко ("Сампо") и Владимиром Бычковым ("Внимание! В городе волшебник!" и "Русалочка"). В создании ленты "Волшебная лампа Аладдина" приняли участие замечательные актеры из разных союзных республик — России, Грузии, Туркмении и Азербайджана.
14-летняя Додо Чоговадзе, сыгравшая принцессу Будур, уже имела опыт съемок в кино: тремя годами ранее она снялась в небольшой роли в фильме "Маленькие рыцари". Когда проходили кинопробы, Додо, испугавшись, что ее юный возраст может стать причиной, по которой ее могут не утвердить на роль, «прибавила» себе один год. Дело в том, что девушка уже имела печальный опыт, когда ей было отказано из-за малолетства: Станислав Ростоцкий собирался снять ее в роли Бэлы в своей экранизации лермонтовского "Героя нашего времени", но когда выяснилось, что Додо всего 13 лет, режиссер отверг ее кандидатуру. Но когда съемки уже шли полным ходом, Додо не выдержала и призналась в своем обмане. «Произошло это так», — поделилась воспоминаниями в одном из интервью актриса. Сарры Каррыев благодаря своей колоритной внешности был утвержден Борисом Рыцаревым на роль джинна без проб. Каррыев очень плохо говорил по-русски, поэтому его роль озвучил Константин Николаев. Мать Аладдина сыграла Екатерина Верулашвили, к тому времени очень популярная у себя в Грузии актриса, которую по праву считали «королевой эпизода». Роль в фильме "Волшебная лампа Аладдина" стала ее самой известной ролью в кино и принесла Верулашвили всесоюзную славу. Роль султана, отца принцессы Будур исполнил актер и режиссер студии "Грузия-фильм" Отар Коберидзе, в год премьеры картины ставший обладателем звания «Народный артист Грузинской ССР». Как всегда блестяще сыграл свою роль – Наимудрейшего – выдающийся советский комик Георгий Милляр. Но, пожалуй, самая интересная история произошла с Андреем Файтом, снявшимся в роли волшебника из Магриба. Этого персонажа Файт должен был играть ещё в 1938 году, когда экранизировать "Волшебную лампу Аладдина" собирался Александр Андриевский. Однако вскоре фильм был снят с производства, и создать образ злого мага актеру в тот раз не удалось. И вот спустя почти тридцать лет Файт был вновь приглашен сыграть на ту же самую роль. «Это уникальный случай — через двадцать восемь лет тому же актёру предлагают играть ту же роль в том же фильме на той же студии», — вспоминал Андрей Андреевич. – «В театре это невозможно. В кино, где возраст сказывается гораздо быстрее, это почти невероятно. Но дело, конечно, не в том, что за эти двадцать восемь лет я не изменился (увы! я изменился), а в том, что Магрибинец — существо без возраста. Ясно только, что он не юноша, а сорок ему лет, пятьдесят или семьдесят — никакого значения не имеет».Интересные факты
Цитаты
|
История создания фильма «Новые похождения Кота в сапогах»
Премьера картины "Новые похождения Кота в сапогах" состоялась 27 мая 1958 года. Во второй половине 1950-х годов в отечественном кино происходили заметные количественные и качественные изменения. Этот период характерен не только ростом производства картин, что явилось следствием соответствующего решения партии и правительства, но и новым подходом к созданию фильмов. В кинематограф пришли люди нового поколения, стремившиеся внедрять новаторские, экспериментальные методы, ставить ленты разных жанров и разных стилей, искавшие новые решения. В такой творческой атмосфере были созданы многие шедевры, которые вошли в золотой фонд советского кино – "Летят журавли", "Судьба человека", "Баллада о солдате" и многие другие. Не остался в стороне от актуальных веяний времени и Александр Роу. Его очередная работа сильно отличается от того, что он снимал ранее. Если предыдущие его киносказки основывались на русском фольклоре ("По щучьему веленью", "Василиса Прекрасная", "Кащей Бессмертный") или были экранизациями произведений классической литературы ("Майская ночь, или Утопленница", "Конёк-Горбунок"), то в "Новых похождениях Кота в сапогах" режиссер решил совместить выдуманную реальность и современную ему жизнь, а героями фильма стали как обитатели волшебной страны, так и обычные советские пионеры. Кроме того, при создании сказочной действительности Роу отошел от реалистических принципов в сторону театральной условности (жители Шахматного королевства говорят стихами, Кота сыграла актриса, а не актер, и так далее). В 1958 году Александр Роу попытался в своей области — области киносказки— выявить ее новые возможности на современном материале в фильме «Новые похождения Кота в сапогах». Новым для Роу была чисто театральная условность: исполнение главной роли Кота в сапогах актрисой. Для театра — это органично, зритель в общении с актером на сцене легко принимает условия игры. А вот как на человека в роли Кота будет реагировать кинематографический зритель, для которого на экране «все взаправдашнее»? Сценарий фильма написал Сергей Михалков, взяв за основу собственную пьесу "Смех и слезы", созданную по мотивам сказок "Кот в сапогах" («Le Maitre chat ou le chat botte») Шарля Перро (Charles Perrault) и "Любовь к трем апельсинам" («L'amore delle tre melarance») Карло Гоцци (Carlo Gozzi). Роль Кота в сапогах исполнила замечательная комедийная актриса Мария Барабанова. У Роу Мария Павловна снималась уже во второй картине и во второй раз ей досталась мужская роль — в "Василисе Прекрасной" она сыграла эпизодическую роль звонаря. Многих центральных персонажей также сыграли актеры, которых Александр Роу не раз приглашал в свои ленты — Анатолий Кубацкий, Тамара Носова, Лев Потемкин, Лидия Вертинская, Владимир Володин, Никита Кондратьев и, конечно же, неподражаемый Георгий Милляр, который, по сложившейся традиции, не ограничился одной ролью и появился на экране в образах Шута и Ведьмы. Школьников и их «двойников» из Шахматного королевства сыграли юные актеры Ольга Горелова, Вячеслав Жариков, Ирина Асмус, Ольга Крылова. Съемки картины проходили в Крыму, интерьерные эпизоды были сняты в павильонах Ялтинской киностудии. Художники так строили декорации и делали такие достройки на натуре, что все — и замок и просторы королевства — обретало грандиозные масштабы. А артисты, многие из которых были постоянными сотрудниками Роу, играли свои роли так, что их отношение к своим сказочным персонажам заметно ощущалось и соответствовало общему веселому и в то же время ироническому звучанию фильма.Интересные факты о фильме
|
История создания фильма «Усатый нянь»
Комедия "Усатый нянь" вышла на экраны 1 октября 1978 года.
Владимир Грамматиков, для которого "Усатый нянь" стал первой полнометражной работой, оказался режиссером картины случайно. Фильм должен был снимать Евгений Фридман. Уже была собрана съемочная группа, готов сценарий, полным ходом шли пробы. Но у Фридмана появился другой проект, который, в конце концов, он предпочел истории о «детсадовском призывнике». «Буквально через две-три недели, как я сдал свой дебют», — рассказывал Владимир Грамматиков в одном интервью, – «мне на студии говорят: „Тебя ищет Лиознова!“. Она была тоже руководителем одного из творческих объединений. После доработки сценария Грамматиков начал поиски исполнителя главной роли в фильме, причем проводил пробы весьма оригинальным образом. Пробовавшихся на роль Кеши Четвергова актеров отправляли в комнату, где находились детсадовцы, и через некоторое время режиссер и его ассистенты наблюдали, как ведет себя претендент, смог ли он заинтересовать ребят, установился ли между ними контакт. Многие из тех, кто приходил на пробы, замечательно пели и играли на гитаре, были обаятельными и веселыми, но «проверку детьми» не прошел ни один. Сергей Проханов, как и все остальные кандидаты, тоже подвергся этому испытанию. Некоторое время после того, как актер оказался в комнате с детьми, стоял шум и гам, а затем установилась такая тишина, что удивленный Грамматиков решил посмотреть, в чем дело. Приоткрыв дверь, он наблюдал, как Проханов, лежа на полу, извивается и говорит: «Мы рыбы, а рыбы молчат!», а малыши без единого звука повторяют за ним его движения. После этого Сергей и «бармалейчики» стали бабочками и немного «полетали», и режиссер, увидев влюбленные глаза детей, понял, что "Кешу" он нашел. На детские роли Владимир Грамматиков собирался взять… одних близнецов. Объяснялась эта странность просто. В СССР по КЗоТу юные актеры могли работать не более 4 часов в день, и чтобы остальное время дорогостоящая съемочная аппаратура не простаивала, а актеры-взрослые были заняты полный рабочий день, режиссер задумал использовать в первой половине дня одного ребенка из пары двойняшек, а во второй – другого. Уже были найдены 18 пар близнецов, но эта затея с треском провалилась. По признанию самого Владимира Александровича, внешне дети были очень похожи, но по характеру сильно отличались, и в кадре это было очень заметно.Интересные факты о фильме Усатый нянь
По материалам vokrug.tv |
История создания фильма «Простая история»
«Простая история» Нонны Мордюковой Это тот редкий случай в нашем кинематографе, когда роль главной героини писалась специально под актрису. И пример того, как этот расчет себя оправдывает. Сочинив бесхитростный сюжет о вдове-солдатке, живущей в бедном колхозе и ставшей его председателем, о ее друзьях и недругах, Будимир Метальников, который уже вскользь затрагивал деревенскую тему в сценарии к фильму «Отчий дом», не мудрствуя лукаво, назвал фильм «Простой историей». После просмотра фильма «Отчий дом» (1959), где Нонна Мордюкова играла роль Степаниды и от имени героини, бывшей председателем колхоза, произносила монолог, директор киностудии имени Горького обратился к сценаристу Будимиру Метальникову: «Вот вам и следующий сценарий — как эта женщина председательствовала, о чем болела ее душа». Эта идея очень понравилась, и работа закипела. В силу эмоциональности натуры актриса просто не могла спокойно ждать, когда будет готов сценарий, и активно «что-то подсказывала, рассказывала про своих земляков…» Тем более, что многие черты Саши Потаповой были присущи и ее маме, Ирине Петровне, которая славилась по всей Кубани как лучший председатель колхоза.
В своих мемуарах «Не плачь, казачка…» Мордюкова откровенно рассказала о любви, что вспыхнула у нее на съемках этого фильма к партнеру Василию Шукшину: «Я хорошо помню его, начинающего, молоденького, холостого, вольного, ничейного и для всех… Радость какая, думала я, какая радость – вот человек!.. И, если уж быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда… Когда-то она о той влюбленности говорила так: «Мы уже начинали заниматься гримом, а я все подсчитывала, когда же начнется экспедиция и появится Вася. Мы жили общежитием, и я, не скрою, всегда безошибочно узнавала скрип Васиных кирзовых сапог, всегда угадывала, в какую комнату он вошел». Шукшин даже сценарий сулился специально для нее написать об очередной трагической женской судьбе. Но с группой он особенно не общался. Его интересовали деревенские жители, рассказы которых тщательно записывал в школьные тетрадочки. Когда он сделал Нонне предложение, она отказалась — «у меня был Тихонов». Так в жизни почти в точности повторился сюжет «Простой истории», только несвободной была героиня: «Слава Богу, роль у Васи была небольшая, и он недолго пробыл в экспедиции. Острый, болезненный для меня момент прошел благополучно. Как трудно иногда бывает нам, женщинам, когда есть муж и сын, а в тебе молотком стучит воспоминание о ком-то другом…» Казалось, в темноте убогого домишки Данилин вот-вот решится!.. Но зажегся свет, разорвав зачарованность момента, и развел их опять в разные стороны. И Саша, изо всех сил сдерживая выступающие слезы, нарочито бодро скажет ему на прощание: «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч! Но не орел!» Так и не сложится счастье председателя Потаповой…Из фильма слов не выкинешь
|
История создания фильма «Живет такой парень»
Премьера фильма «Живет такой парень» состоялась 1 сентября 1964 года. Окончив в 1960 году ВГИК, Василий Шукшин снялся в нескольких фильмах, а затем в 1963 году был принят режиссером на Киностудию имени Горького. Одновременно с этим в журнале «Новый мир» были опубликованы его рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». Именно они были положены в основу сценария дебютной картины Шукшина «Живет такой парень». По словам самого Василия Макаровича, в его планы входило поставить не комедию, а серьезный фильм, который заставлял бы зрителей задуматься о многих вещах, окружающих их в жизни: Главную роль в фильме сыграл Леонид Куравлев, с которым Шукшин был в приятельских отношениях еще со времен учебы во ВГИКе.
Интересные факты о фильме
Фото со съемок Цитаты
По материалам vokrug.tv, liveinternet.ru, wikiquote.org |
«Гостья из будущего»
Прекрасное далеко. 31 год - пeрвoму пoкaзу фaнтaстичeскoй кaртины «Гoстья из будущeгo» Кoнeц мaртa 1985 гoдa. Oпустeвшиe двoры, нeдoумeвaющиe рoдитeли и иx чaдa, бeзoтрывнo слeдящиe зa прoисxoдящим нa «гoлубoм» экрaнe, нeзaмeтнo уплeтaя пирoжныe. И лишь ближe к вeчeру нa улицax гoрoдoв пoявлялись дeти и вoзбуждeннo oбсуждaли тoлькo чтo увидeннoe. Нeтруднo дoгaдaться, чтo причинoй тaкoгo внимaния стaлa тeлeвизиoннaя прeмьeрa oднoгo пoпулярнoгo фильмa, и мнoгиe, ктo пoмнят тe врeмeнa, нaвeрнякa, срaзу дoгaдaлись, o чeм рeчь. 25 мaртa 1985 гoдa в 16.05 пo мoскoвскoму врeмeни - сoстoялся пoкaз пeрвoй сeрии пятисeрийнoй фaнтaстичeскoй кaртины Пaвлa Aрсeнoвa «Гoстья из будущeгo», oснoвaннoй нa сюжeтe пoвeсти Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Тогда многие зрители полюбили Наташу Гусеву за большие глаза, Вячеслава Невинного и Михаила Кононова за зловеще-карикатурные образы космических пиратов, Алешу Фомкина за коронную фразу «Алиса, миелофон у меня!», а Елену Метелкину за ее эфемерную походку и таинственность. Никто не знал подробностей создания картины, да это мало кого и интересовало. Школьники забрасывали тоннами писем исполнительницу главной роли, а она, тем временем, увлекалась насекомыми и мечтала о том, что вырастет и станет ученым. Ее мечта сбылась, а мы теперь знаем о том, как снималась картина и какова судьба многих детей, которым довелось сыграть одноклассников Алисы Селезневой. Павел Оганесович Арсеновна заре карьеры кинорежиссера снял несколько детских фильмов и сказок («Спасите утопающего», «Король-олень»), но впоследствии сосредоточился на создании мелодрам («С любимыми не расставайтесь»). Однажды в поезде он пересекся с Ричардом Викторовым, подарившем советской детворе дилогию об отроках во Вселенной. Они разговорились, и Ричард Николаевич посоветовал коллеге попробовать себя в детской кинофантастике. Арсенову эта идея пришлась по душе. Он был знаком с Киром Булычевым, автором серии книг о приключениях Алисы, и предложил ему адаптировать для кино повесть «Сто лет тому вперёд». На роль Алисы пробовалось не менее десятка претенденток. Среди них была и Наташа Шанаева, впоследствии сыгравшая в фильме Лену Домбазову. Алисой Селезневой стала Наталья Гусева (на фото она с дочерью Алесей). А пробовалась Наталья Шанаева, которая в итоге сыграла в эпизодической роли (фото в правом верхнем углу). Наташу Гусеву нашли совершенно случайно. Девочку увидел сам Арсенов на озвучании короткометражки «Опасные пустяки» и с возгласом «Это Алиса!» попросил ее прийти на фотопробы. Это и определило будущую судьбу картины... - Как вы получили роль Алисы? - В школу, где я училась, пришла *ассистент режиссера и пригласила меня на пробы. Павел Арсенов вообще-то искал совсем другой типаж. Хотел видеть девочку длинноногую, высокую... Я очень волновалась. И на вопрос: «Какой твой год рождения?» - брякнула: «1872-й». Арсенов засмеялся: «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого!» Но я очень понравилась Киру Булычеву. Он настоял, чтобы снималась я. А я с детства любила его повесть «Сто лет тому вперед» (по которой снят фильм «Гостья из будущего». Он до последнего дня жизни мне подписывал свои новые книжки - «Моей любимой актрисе». На роль Алисы Селезневой создатели фильма перепробовали с десяток 12-летних московских школьниц. А также будущая модель, победительница телешоу «Последний герой» Инна Гомес. В фильме ей достался только эпизод. Что касается одноклассников Алисы, то их, в основном, выбрали из школьников. Но у некоторых из них уже был актерский опыт. Например, Алеша Фомкин снимался в киножурнале «Ералаш». «Алиса, миелофон!» - кричал в фильме курносый, с запоминающейся внешностью мальчик Коля Герасимов. Съемки фильма стартовали в 1983 году, и Арсенов принял решение перенести действие в это время, поскольку в повести Булычева речь идет о 70-х. Во время съемок произошло немало интересных случаев. Например, эпизод, где Алиса и Юля надели пальто и «загримировались» под взрослую даму, чтобы спастись от пиратов, снимался с большими трудностями. Исполнительница роли Юли Грибковой Марьяна Ионесян физически не могла носить на своих плечах Наташу Гусеву. Поэтому роль «ног» исполнял Алеша Фомкин (Коля Герасимов). На него надели школьную форму, гольфы, сменку, и он весь съемочный день протаскал Наташу на своих плечах, причем под конец уже буквально валился с ног. Фильм, как и многие наши незабываемые фантастические ленты и сказки, создавали чуть ли не на коленке и вручную. На создание мира будущего катастрофически не хватало средств и технологий, и многое в кадре появилось лишь благодаря смекалке режиссера, операторов и художников. Самой трудоемкой сценой, наверное, следует считать путешествие Коли Герасимова во времени. Оптические эффекты создавались вручную в лазерной лаборатории, снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались. На создание одного такого кадра уходил в лучшем случае месяц. Саму же машину времени сделали на заказ, а для оформления пульта был использован кубик Рубика - популярная венгерская головоломка. Комнату для перемещения во времени оклеили белыми обоями и освещали как можно ярче. А самым дорогим реквизитом стали флипы. Их изготовили в Литве в количестве пяти штук, каждый флип стоил около 5 тысяч рублей (в те времена за такие деньги можно было купить «Жигули»). На съемках их устанавливали в кузове грузовиков на специальные конструкции в виде торчащих по бокам машин брусков. Если в кадре одновременно находились два флипа, то для этого требовались два грузовика, которые должны были ехать рядом плавно и с ювелирной точностью. Иногда в таких эпизодах заметны чересчур резкие покачивания — так иллюзия полета нарушалась выбоинами на дороге. Кроме того, было сделано несколько миниатюрных копий флипов с макетами людей в них, которые использовались для съемки дальних планов с высоко летящими аппаратами. Их подвешивали на проволоку к крану со стрелой около 20 метров, после чего выбирался подходящий фон. Чтобы проволока не блестела, ее закрашивали под цвет фона. Внутреннюю часть Института времени снимали в павильоне на киностудии имени Горького. Имитирующая бесконечные коридоры института декорация на самом деле была относительно небольшая, а эффект запутанности создавался благодаря игре актеров и особой съемке с разных ракурсов. Для освещения коридоров декораторы обошлись лампочками накаливания. Их вставляли в специальные короба из матового стекла, и получалось весьма футуристичное освещение. Утопающий в зелени вход в Институт времени снимали в Ботаническом саду Москвы. Само же здание являлось макетом высотой около 50 см. Его подвешивали на тросах и перспективно совмещали с поляной, на которой якобы стояло данное учреждение. Ольга Кравченя, художник-постановщик картины: «Верхняя часть «Космопорта» дорисовывалась, «домакечивалась» и снималась на совмещении с нижней частью декорации. Кроме того, кино снимали на пленке, на которой надо было работать с «масками», то есть, снимали одну часть изображения, а потом впечатывали другую. Такие операции требовали больших навыков, опыта и, конечно, таланта. Нужно было также совместить свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна. Работа многих профессий, включая художника-постановщика, комбинаторов, художника по костюмам, гримера соединялась в одно единое целое под руководством главного оператора картины». Космозоо частично снимали в Ботаническом саду, а в качестве входа подошла местность неподалеку от метро ВДНХ. Правда, поначалу космический зоопарк планировали снимать в Гаграх из-за экзотической природы. Но плохая погода перечеркнула все планы, и съемочной группе пришлось уехать ни с чем. Из снятого в Гаграх материала пригодились только кадры волн, которые можно увидеть за дверями культового «автобуса» с мгновенной телепортацией. По словам Ольги Кравчени, плоский автобус придумал сам Арсенов, которому надоели кнопки, пульты. Режиссеру хотелось, чтобы в будущем проблемы перемещения в пространстве решали более простым и одновременно более сложным путем. Для создания «космической» атмосферы внутри космопорта использовали стеклянные трубки, применявшиеся на химических заводах, за сохранность которых переживала вся съемочная группа. Что касается миелофона, то над его созданием корпела дизайнер Елена Рыбникова, отвечавшая также за образы летательных аппаратов и пультов. В то время она работала на оптико-механическом заводе и однажды принесла показать режиссеру кристаллы и призмы, которые используют в производстве фотоаппаратов. Арсенов ухватился за идею кристалла, как «миелофона». Был склеен более сложный кристалл, придуман футляр для него, а средствами комбинированных съемок он стал излучать свет. Режиссер Павел Арсенов изначально планировал снять фантастику с крутыми по тем временам наворотами, показав удивительный, наполненный техническими «примочками» «город будущего». Однако цензура скептически приняла заявку на фильм. Космические пираты, контрабандный прибор для чтения чужих мыслей, безбилетное путешествие в будущее не слишком вписывались в быт советского школьника. Бюджет фильма урезали почти вдвое. Поэтому всех запланированных «чудес» не получилось. Например, из всех придуманных животных «выжил» лишь говорящий козел, взятый из Уголка Дурова, и крокодил-интеллектуал, которого вырезали из обычного пенопласта (этот «крокодил» во время съемки все время всплывал на поверхность озера). Предполагалось, что био-робот Вертер будет с круглой металлической головой, в металлическом шлеме, со светящимися глазами и решеткой вместо рта. Но из-за недостатка финансирования пришлось его «очеловечить». О появлении на свет робота Вертера вспоминает Ольга Кравченя: «Когда мы говорим «робот», мы, прежде всего, подразумеваем образ человекоподобного механизма, сделанного из металла и состоящего из множества винтиков, болтиков, кнопок и лампочек. Именно этих ассоциаций мы хотели избежать. Поэтому мы представили, что уже придумали и изготовили робота, очень похожего на человека. Да еще наградили его такими человеческими качествами, как совесть и чувственность. Кроме того, при наших ограниченных финансовых средствах его не надо было изготавливать, нужно было только сшить костюм и придумать для актера манеру поведения. Я задавала вопрос художнику по костюму Валентине Олоновской, какие идеи были в основе костюмов из будущего: «Очень хотелось шить костюмы из совершенно новых тканей, но ассортимент был весьма ограничен. Приходилось использовать технические ткани, которые никогда не применялись для пошива одежды. Это всевозможные сетки, рогожи, искусственная кожа. Всегда выручали крепдешин, разные тюли, шифон. Образ девушки из будущего Полины решался за счет необыкновенной фактуры актрисы, ее высокого роста, угловатой фигуры, остриженных наголо волос, странного одеяния. Платье из крепдешина на основе выкройки «солнце-клеш» создавало при движении ощущение полета. Эта девушка сразу привлекала внимание на улице своей необычностью»». В душераздирающей сцене убийства Вертера в костюм актера вставили пару металлических пластин с прикрепленными к ним пиропатронами. Евгений Герасимов сам нажимал кнопку, активирующую запал, и таким образом «поджигал» себя в течение около полутора минут, пока пираты в него стреляли. Сами же лазерные лучи — обычная нарисованная вручную мультипликация, которая экспозицией накладывалась на готовые кадры с пластмассовыми «бластерами» в руках Крыса и Весельчака У. Есть еще один момент, связанный с Вертером. Нас долгое время убеждали, что робота придумали наши кинематографисты, но с появлением всесильного Интернета поклонники фильма узнали-таки правду. Вертер очень похож на боевых роботов из итальянских треш-фильмов«Война планет» (1977) и «Зверь из космоса»(1980), созданных Альфонсо Брешиа. Впрочем, он похож лишь внешне, у роботов Брешиа нет душевности и незабываемого смеха, который впоследствии перекочевал во многие анекдоты. Последнее, о чем хочется вспомнить в связи с созданием картины, это, конечно же, легендарное ветхое здание, в подвале которого в 80-е находилась машина времени. Его нашли совершенно случайно на улице, дома которой почти все шли под снос. Подвальное же помещение построили в павильоне. Стены расписали африканскими мотивами, чтобы добавить налет таинственности. Колонны сделали из пенопласта и картона, чтобы при взрыве в последней серии фильма не ранить детей. Кольца из пенопласта обтянули картоном, подпилили в заранее определенных местах, заложили туда пиропатроны и в нужный момент взорвали. Правда, среди алисоманов ходит легенда о том, что данное здание существует на самом деле, но спрятано от чужих глаз. Сбылись ли предсказания Алисы Селезневой. Что стало с юными актерами, сыгравшими в фильме "Гостья из будущего" В конце популярного детского мини-сериала "Гостья из будущего", снятого в 1984 году режиссером Павлом Арсеновым по сценарию Кира Булычева, главная героиня - Алиса Селезнева - предсказывает ребятам-одноклассникам их будущее. "Боря станет знаменитым художником, - говорит Алиса. - Его выставки будут проходить не только на Земле, но и на Марсе, на Венере... Альбина станет киноактрисой. О ней будут писать стихи... Стихи будет писать Коля Герасимов". Школьник Фима Королев, по ее предсказанию, станет путешественником. "Мила Руткевич станет детским врачом, - далее продолжает юная гостья из будущего. - К ней будут приезжать со всей Галактики... Катя Михайлова выиграет Уимблдонский турнир". "Ясно, - отвечает на это Катя. - Ты все придумала". "Почему?" - удивляется Алиса. "Да потому что нельзя, чтобы все стали знаменитыми и великими, - парирует Катя. - Так не бывает. Мы же обыкновенные". "А в будущем не будет обыкновенных, - говорит Алиса. - Не верите, спросите у Коли. А еще лучше, если сами к нам попадете". Так кем же стали юные актеры, сыгравшие в до сих пор любимом детворой фильме? Наталья Гусева (Мурашкевич) - Алиса Селезнева Cкрытый текст - Алексей Фомкин - Коля Герасимов Cкрытый текст - Алексей Муравьев - Боря Мессерер Cкрытый текст - Елена Коляскина (Захарова)- Катя Михайлова Cкрытый текст - Семен Бузган - Коля Садовский Cкрытый текст - Марьяна Ионесян - Юля Грибкова Cкрытый текст - В картине есть и несколько забавных «фишек». Например, во время разговора профессора Селезнева с Крысом звучит «инопланетная» речь. На самом деле это записанная задом наперед скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит» А когда робот Вертер собирается увольняться с работы, он говорит: «Напишу сегодня заявление Литваку». Михаил Литвак в те годы был директором Первого Творческого Объединения киностудии им. Горького, где снимался фильм «Гостья из будущего». А на панели машины времени кнопки расположены в виде кубика Рубрика - игрушки, которой в 1984 году увлекались все от мала до велика… Кстати, фильм, законченный в 84-году, пролежал еще некоторое время на полке - высокое начальство не верило, что детям может быть интересна тема будущего. Наверное, чиновники от кино полагали, что детям нужны исключительно патриотические советские фильмы про пионеров. К слову говоря, многие из этих высокобюджетных и идеологически выверенных фильмов, ныне прочно и окончательно забыты. Так что своей премьеры «Гостья из будущего» дождалась только после смены руководства страны и прихода к власти Горбачева... Почуяв «ветер перемен» высокое начальство решило все же показать новую картину… Для многих из нас фильм является светлой страницей из детства, когда мы верили в то, что будущее вполне может стать именно таким, как оно показано в фильме. Но не сложилось. И теперь остается предаваться лишь воспоминаниям о несуществующем будущем и мечтать об исправлении реальности, как в любительском флэш-мультфильме, где повзрослевшие Коля и Алиса вернули все на свои места. Мечтать, как говорится, не вредно, хотя кто знает. Может, в «прекрасном далеко» и додумаются до такого... Склисс, Говорун и все-все-все. Мультфильмы по Киру Булычеву Как делали спецэффекты в фильме «Гостья из будущего» Особая благодарность, аlexannm.me, film495.ru, rg.ru,chronoton.ru |
Часовой пояс GMT +3, время: 21:17. |
vBulletin v3.0.1, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Русский перевод: zCarot, Vovan & Co