Показать сообщение отдельно
Старый 16.02.2018, 16:23   #57
Sofiа
Рецензент
Медаль пользователю. ЗОЛОТОМедаль автору. ЗОЛОТО Форумчанин
Аватар для Sofiа
Регистрация: 03.03.2015
Сообщения: 1,023
Репутация: 923

Из всех тематических направлений акунинского творчества, так называемая «Фандориана» мне ближе всего. Оно и понятно – благодаря этому персонажу, мы также вливаемся в удивительные, захватывающие события прошлого на период почти в полвека. Да и главный герой – гений сыска, обладающий, помимо четкой алгоритмической дедукции, талантом сканирования человеческой души и практикующего восточную философскую мысль, необыкновенно интересен как личность. Фандорин полюбился и своей нескладной личной жизнью и очень хотелось бы, чтобы ему все же повезло. Поэтому и выстрел, раздавшийся несколько лет назад в «Черном городе», по моим ощущениям, не мог положить конец жизни выдающегося персонажа своего времени, это продолжение просто обязано было состояться. И вот, наконец, закрыта последняя страница долгожданного романа «Не прощаюсь»…

Я не буду пересказывать содержание самого романа – это в своих отзывах не обозначил к сегодняшнему дню только ленивый, скорее, хотела бы поделиться атмосферой романа, как я ее ощутила.

Я чувствовала Россию 1918 года, раздираемую на клочья политическими партиями почти всех цветов радуги – и у каждой из них своя правда. Главы книги даже носят такие дословные названия: «Красная правда», «Черная правда» и далее в таком же режиме значений. Голод, нищета, смазанные рамки морали и весьма поверхностные представления о добре и зле – так выглядела постреволюционная ситуация в полуживой России, и я не знаю, чья правда была бы мне ближе, я бы предпочла остаться при своей. Так же, по большому счету, рассудил и наш герой – пришедший в себя после комы Эраст Фандорин. Ему не было дело до политических баталий, он лишь был готов оказать помощь в случае крайней необходимости пострадавшим от несправедливости людям, и в этом он мало чем отличался от себя прежнего.

А вот личная жизнь Фандорина, казалось бы, наконец обрела умилительные рамки – он встречает свою судьбу, весьма уверенную в себе девицу давно на выданье, которая оказывается, к тому же, дочерью той самой Вари Суворовой из «Турецкого гамбита». Недаром с первых строк меня не оставляло ощущение витающего в воздухе аромата «Гамбита», ружье, висящее на стене, выстрелило задолго до финала. Вообще, вся сюжетная нить заключительного романа серии создает впечатление кружева, сплетенного из отголосков предыдущих произведений…

Вот только в личных отношениях Фандорин не был похож на себя – некий элемент «подкаблучивания» героя молодой супругой явно прослеживался в лейтмотиве. При этом не могу сказать, что этот образ был ему к лицу, увы.

Сама детективная линия общей направленностью также напомнила мне «Гамбит», но, честно говоря, тот захватывал в свои силки не по-детски, здесь же мое внимание более концентрировалось на тех частях, где присутствовал Фандорин, за другими же действующими лицами я наблюдала несколько отстраненно. Ну кроме, пожалуй, Масы – персонаж, как всегда на высоте, добавляет как юмористическую составляющую, так и лирически окрашивает повествование. Одно не радовало – Масу все время посещали грустные мысли о близком конце жизни, и они тоже вплетались в общую невеселую канву сюжета…

Резюмируя, определенная законченность сюжета романа и «Фандорианы» в целом присутствует. И все же нелепая гибель гениального сыщика вызывает принципиальный вопрос – что это было: усталость сознания героя или… все же еще не прощается с нами окончательно Эраст Петрович? «Не прощаюсь», - вывел росчерком пера Борис Акунин, и в моей душе еще теплится надежда на продолжение…
  Ответить с цитированием